Экономика

С конца 70-х годов прошлого столетия Китай ушел от централизованной плановой экономики к рыночной: проводилась финансовая реформа, отпускались цены. Предприятия стали более свободными в плане поиска рынков сбыта, активно развивалась банковская система. Быстрыми темпами рос частный сектор, увеличивался поток инвестиций. Благодаря постепенным реформам властей Китай стал экспортером №1 в мире.

Особенности экономики

Повышение эффективности и проводимая реструктуризация привели в конечном итоге к десятикратному с 1978 года увеличению ВВП. Китаю уже удалось обогнать Соединенные Штаты Америки по долларовой стоимости объемов производства. Правда, пока доход на душу населения в Китае остается ниже средних значений.

Китайская экономика не лишена проблем:

  • низкий спрос на товары внутри страны;
  • инфляция;
  • нанесение вреда природе;
  • социальное расслоение;
  • коррупция;
  • долги местных администраций;
  • разрыв между ростом строительства и продажами недвижимости.

Долгосрочными проблемами Китая остаются падение уровня грунтовых вод, эрозия пахотной земли, загрязненный воздух. Чтобы справится с этим, правительство Китая делает упор на возобновляемые источники энергии, которые должны заменить традиционные нефть и уголь.

Сегодня страна ставит перед собой задачи по увеличению внутреннего потребления, чтобы меньше зависеть от экспорта. Также Поднебесная остается крупнейшей ядерной и космической супердержавой.

Но при всех элементах рыночной экономики Китай остается верен пятилеткам, но экономика остается многоукладной. Страна поощряет импорт технологий, активно обучает своих студентов за рубежом. Правительство остро заинтересовано в разработке новых материалов, программного обеспечения, биотехнологиях, квалифицированных кадров в здравоохранении.

Сельское хозяйство

Государство является самым крупным потребителем и производителем с/х товаров. Около 300 000 000 человек сейчас заняты в сфере сельского хозяйства. Из-за активного развития промышленного производства многие китайцы оставляют деревни и переезжают в города.

Отметим, что в стране пригодны для обработки лишь 10-15% территории (все остальное — пески и пустыня). Агрономы смогли добиться максимальной урожайности благодаря использованию современных технологий. Главная с/х культура – рис. КНР занимает 1 место по производству этого продукта.

В стране развито и животноводство. Страна также уверенно лидирует в производстве куриного мяса, яиц, а также свинины. Популярно рыболовство: создают даже специальные пруды, где выращивают рыбу. Основные угрозы животноводству – стихийные бедствия, засушливые дни, эрозия почвы.

Промышленное производство

Страну называют «мировым сборочным цехом». Товары из Китая наводнили рынки: их можно встретить на любой точке земного шара. 1/3 продукции производится на госпредприятиях. Велика доля государства в космической и оборонной отраслях, а также в тяжелой промышленности (что, в принципе, традиционно).

Страна числится среди самых крупных в мире изготовителем автомобилей, является экспортёром и производителем стали.

Государство активно занимается добычей полезных ископаемых:

  • уголь;
  • железная руда;
  • сырая нефть;
  • природный газ.

Также в промышленных масштабах была налажена добыча серебра и золота. В горнодобывающем секторе занято не больше лишь 1% рабочей силы, но доля горнодобычи в промышленном производстве достигает 5%.

Поиск и использование полезных ископаемых в Китае ведутся весьма интенсивно. Правда, для нужд индустриализации страны этого не хватает: требуется ввоз сырья из-за границы. Налажены поставки из США, Австралии, России и африканских стран. Китайское правительство поставило перед собой задачу диверсифицировать сырьевые поставки.

Энергетика

Естественно, что с ростом экономики и ВВП стала увеличиваться потребность в энергии. Около 80% вырабатывают тепловые электростанции, только 2% – атомные. Но ситуация исправляется. За последние годы китайцы ввели в строй сразу несколько атомных электростанций, их суммарная мощность равна 6,7 ГВт.

Не весь энергетический потенциал КНР реализован. Причина этому кроется в удаленности основных энергоносителей. Одни расположены на западе страны, другие находятся далеко на севере. При этом потребители проживают на восточном побережье.

Каменный уголь заменяется нефтью и газом, а доля последних постоянно растет. В этом явлении имеется положительный эффект, в первую очередь, для экологии. Правительство также ставит задачу по развитию возобновляемых источников энергии, но вряд к 2020 году их доля достигнет хотя бы 10%.

Наука и информационные технологии

КНР успешно завершила ядерную программу. Теперь страна может самостоятельно заниматься строительством атомных электростанций, также владеет технологиями по созданию ядерных боеголовок. Китай запускает множество спутников. Мировым событием был запуска собственной орбитальной станции (в 2011 году). Китай стал третьим в мире, кто осуществил пилотируемый полёт в космос.

С 80-х годов ХХ века началось активное инвестирование средств в услуги связи и интернета. Пока еще невелик охват населения «мировой паутиной», но цифры растут.

Торговля и сфера услуг

До экономических реформ конца 70-х годов ХХ века магазины были государственными, а цены на продовольственные и непродовольственные товары регулировались. Но после рыночных изменений стало интенсивно развиваться частное предпринимательство. В Китае хорошо идет оптовая и розничная торговля, открываются торговые центры, магазины, отели и рестораны. Значительно увеличилось число туристов (по сравнению с серединой ХХ века). Поэтому сфера обслуживания с каждым годом занимает все большую долю в китайском ВВП.

Транспорт

В КНР развита сеть железных дорог. Она вторая в мире после Соединенных Штатов. Сами китайцы перемещаются по ж/д, так как это дешево и быстро. Больше половины железных дорог были электрифицированы, что позволило снизить издержки. В данный момент активно идет строительство высокоскоростных ж/д. Поезда могут развивать скорость более 350 км/ч, что дает возможность гражданам Китая перемещаться по территории огромной Родины.

У горожан пользуются популярностью пассажирские перевозки с помощью метро. Крупные метрополитены расположены в столице, а также в крупных населенных пунктах (Шанхае, Гонконге, Гуанчжоу).

Развита сеть автомобильных дорог, есть платные автомагистрали, активно возводят мосты и проводят тоннели. Все больше рядовых граждан КНР выбирают в качестве средства передвижения легковой автомобиль. Также популярны велосипеды и мотороллеры, которые помогают быстрее перемещаться по узким улочкам городов.

Быстрыми темпами развивается авиационный и судоходный транспорт. В Китае сейчас более 500 аэропортов, а пассажиров перевозят более 30 национальных авиакомпаний. На КНР в данный момент приходится свыше 1/3 морского грузооборота в мире.

Внешняя торговля

Существенная доля производства в Китае ориентирована на экспорт. Поэтому китайская экономика оказалась зависимой от конъюнктуры внешних рынков. Приблизительно 80% всей валюты в страну идет от экспорта.

С 80 государствами мира у Кутая подписаны торговые протоколы и соглашения. Но главные партнеры Поднебесной – Япония, Соединенные Штаты, а также страны Западной Европы. На них приходится более половины всего внешнеторгового оборота. Немаловажно, что Китай является членом ВТО и АТЭС.

Текстильная продукция из Китая заполонила мировые рынки. Как правило, товары выполнены из синтетических материалов, но не вся одежда из Китая низкого качества. В приморских провинциях сконцентрированы филиалы популярных и раскрученных мировых брендов, которым просто выгодно шить одежду в Китае (низкие издержки, налоговые преференции значительно удешевляют стоимость продукции). Кустарные производства есть в центральных районах, но там производят низкокачественные подделки.

Население с середины 1980-х годов ХХ в. обеспечено продовольствием. На экспорт сейчас идут фрукты, морепродукты, рыба. Ведущий продукт с/х экспорта – хлопок. Товарооборот с соседней Индией значительно возрос благодаря открытия перевала Нату-Ла.

Экономика региона активно развивается, но властям приходится бороться со внешними и внутренними рисками