Экономика Италии

Италия – одна из самых развитых стран мира с прекрасно диверсифицированной экономикой индустриально-аграрного типа. Итальянские компании поставляют на мировой рынок продукцию машиностроительной, химической, пищевой, нефтехимической, металлургической и легкой отраслей. Многие итальянские бренды добились популярности во всем мире, а бирка «Made in Italy» стала символом качества и надежности.

Впечатляющий рывок в экономике Италия совершила после Второй мировой войны, пройдя путь от полуразрушенной аграрной страны до одного из самых развитых индустриальных государств мира. В настоящее время Италия находится на 8-ом месте в мире по ВВП, на 10-ом – по паритету покупательской способности, ВВП на душу населения составляет $28,3 тыс. в год.

Тем не менее, в экономике Италии наблюдаются определенные сложности, а индустриальный север остается более развитым и богатым, чем аграрный юг. Кроме того, страна остро нуждается в эффективных решениях в сфере переработки отходов: замусоривание итальянских городов, вызванное относительно маленькой территорией и большим населением, уже стало общеевропейской проблемой.

В начале 21-го века итальянская экономика столкнулась с проблемой вывода крупнейшими компаниями производственных мощностей в страны Восточной Азии, где оплата труда рабочих обходится значительно дешевле. Это привело к росту безработицы. Повышение конкуренции со стороны китайских компаний заставило многих итальянских производителей сделать основной упор на товары из элитного сегмента.

Экономика Италии страдает от высоких налогов, крупного госдолга, проблем на рынке труда и недостаточной эффективности государственного управления.

Наибольшей стабильностью отличается туристическая сфера. Города итальянского побережья ежегодно принимают миллионы туристов – это одно из самых популярных в мире направлений. Южные аграрные регионы, расположенные в отдалении от моря, отстают в развитии, а промышленный север, несмотря на все проблемы, остается самой благополучной частью страны.

Отрасли итальянской экономики

Валовый внутренний продукт экономики Италии распределяется следующим образом:

  • предприятия сферы услуг, туризм – 71%
  • промышленные гиганты – 27%;
  • аграрный сектор – 2%.

Наименее развитая сфера – добывающая промышленность. Полезных ископаемых в Италии немного, 90% минеральных ресурсов и энергоносителей страна вынуждена завозить из-за рубежа. Италия находится на четвертом месте по потреблению электричества в Евросоюзе, при этом, она очень зависима от импорта этого ресурса. За год в страну импортируется примерно 50 млрд. кВт/ч, что соответствует 16% от общего потребления. После закрытия в 1986-ом г. атомных электростанций, зависимость Италии от иностранных поставщиков электричества возросла.

Сельское хозяйство

Земледелие и скотоводство – традиционные для Италии направления, берущие свое начало с древнейших времен. Греки, высадившиеся на Апеннинах несколько тысячелетий назад, назвали Италию «землей телят». Несмотря на относительную бедность местных почв и преобладание гористой местности, в сельском хозяйстве занято 1,4 млн. жителей Италии. Основные аграрно-производственные единицы – семейные фермы с земельными наделами около 7 Га.

На севере Италии выращивают рис, бобы, кукурузу, сою, сахарную свеклу, картофель. Здесь находится немало мясомолочных ферм. Южные регионы в промышленных объемах выращивают пшеницу, овощи, фрукты, делают оливковое масло и вино. В предгорьях Апеннин выращивают коз и овец, на севере – коров и свиней.

В целом, растениеводство занимает 60% от общей доли сельскохозяйственного продукта, остальное приходится на животноводство. Итальянское рыболовство вносит в ВВП страны весьма скромный вклад в рамках статистической погрешности.

Обрабатывающая промышленность

Экономика Италии базируется на мелком и среднем бизнесе, небольших семейных фирмах, открытых много лет назад, передававшихся по наследству и развивавшихся поколениями. Таким образом были созданы самые известные итальянские компании, составившие индустриальную славу этой страны.

Особым развитием отличается машиностроительная отрасль: итальянские компании стабильно входят в рейтинг лучших мировых производителей легковых и грузовых автомобилей, сельхозтехники. Итальянская мебель, текстиль, стройматериалы пользуются традиционно высоким спросом по всему миру.

Крупная промышленность Италии сосредоточена в северных регионах. В Ломбардии, Пьемонте и Венето расположены индустриальные гиганты, на которых работают десятки тысяч итальянцев. Государственное значение имеет один из крупнейших в мире автомобильных концернов FIAT, основные производственные мощности которого находятся в столице региона Пьемонт – Турине.

Расположение основных промышленных предприятий на севере страны не является случайностью: близость других европейских стран упрощает товарообмен, кроме того, в предгорьях Альп находятся крупнейшие итальянские гидроэлектростанции.

Итальянская крупная промышленность представлена:

  • Автомобилестроением. Производство легковых и большегрузных автомобилей, запчастей, мототехники и т.д. Ключевая корпорация в этой отрасли – Fiat Group, объединяющая такие компании, как Fiat, Lamborghini, Ferrari, Alfa Romeo, Maserati, Lancia, Pagani и Iveco (крупнейший в мире производитель грузовиков). Компании Ducati, Piaggio и Cagiva производят высококачественные мотоциклы.
  • Судостроением. Итальянская корпорация Fincantieri – один из ключевых мировых производителей кораблей общегражданского и торгового назначения. Компания Isotta Fraschini Motori изготавливает судовые моторы, а концерн CRDA – суда военного назначения.
  • Химическим производством. Основное предприятие в этой области – компания Pirelli, крупнейший мировой производитель шин.
  • Металлургией. Компании Tenaris и Riva производят сталь.
  • Фармацевтической промышленностью. Итальянские лекарства производства Menarini или Artsana известны во всем мире.
  • Энергетикой. В этой сфере широко известны такие компании, как Enel и Sorgenia.
  • Производством оружия. Вертолеты производит Agusta Westland, защитные системы – MBDA, танки и артиллерийские установки — OTO Melara, легкое вооружение, пистолеты и автоматы – Beretta.
  • Электроникой. Компании Indesit и Candy поставляют на рынок бытовые электроприборы, на равных конкурирующие с японской и корейской техникой.
  • Нефтепереработкой. В этом сегменте широко известна компания ENI.
  • Невозможно не отметить итальянских производителей продовольствия: Ferrero, Parmalat, Autogrill, Barilla. Помимо крупнейших пищевых концернов, существует великое множество небольших фирм, выпускающих продукцию высочайшего качества: сыр, вино, оливковое масло, шоколад, молоко, консервы и т.д.
  • Италия – крупнейший в мире производитель брендовой одежды, обуви и аксессуаров, законодательница мод. Такие марки, как Gucci, D&G, Armani, Versace, Safilo или Paciotti, широко известны во всем мире.
  • Итальянская индустрия страдает из-за возросшей конкуренции со стороны экономик азиатских стран. Особенно это заметно в сферах электроники, производства одежды и обуви. Ситуация усугубляется бюрократией и высокими налогами.
  • Туристическая отрасль, сфера обслуживания, финансы
  • В Италии зарегистрировано около 4,5 млн. предприятий, из которых 99,9% относятся к категориям малого и среднего бизнеса. В 95% фирм количество сотрудников не превышает 10 человек. Большинство этих предприятий работают в сфере услуг: торговля, туризм, информационная поддержка, недвижимость и т.д.
  • Малый и средний бизнес – база итальянской экономики, важнейший источник рабочих мест: свыше 80% итальянцев трудятся в небольших фирмах. Сфера обслуживания приносит экономике 72,4% НДС.
  • В сервисе занято примерно 67% работающих итальянцев. В отличие от других секторов экономики, количество предприятий в сфере обслуживания с каждым годом растет.
  • На туризм и торговлю приходится 2,08 млн. итальянских компаний. Банковский сектор в начале 21-го века активно внедряет новейшие технологии, что привело к оптимизации работы банков и, как следствие, к сокращению рабочих мест в этом сегменте. Итальянские банки часто имеют бизнес в других сферах деятельности: строительстве, страховании, издательском деле. В последние годы в Италии наблюдается устойчивая тенденция к слиянию банковских и страховых структур.

Импорт и экспорт

В целом, между итальянским импортом и экспортом наблюдается паритет с небольшим преобладанием импорта. В основном страна ввозит энергоносители, минеральное сырье, удобрения.

Власти государства инициировали реформы, направленные на преодоление отставания в научной сфере, но пока Италии приходится импортировать технологии, так как эта отрасль в стране развивается медленно.

Важный момент: 70% итальянского импорта поступает в переработку на территории страны и становится частью экспорта.

В основе итальянского экспорта – автомобили, текстильная продукция, шины, электроника, оружие, продовольствие. Товары «Made in Italy» широко популярны во всем мире, но их продажам и репутации вредит огромное количество китайского контрафакта.

Ключевым торговым партнером Италии является ФРГ, на втором месте – Франция, далее следуют США, страны Восточной Европы, Великобритания. Постепенно растет доля экспорта в Китай.

Интеграция итальянской экономики в мировую

Крупные итальянские компании плотно интегрированы в европейскую и мировую экономики и, по сути, являются транснациональными корпорациями. Экономика Италии находится в теснейшей связи с экономикой Евросоюза: в страны ЕС поступает 48% итальянского экспорта, компании с Апеннинского полуострова, в свою очередь, закупают в Европе практически все виды товаров.

Италия является членом Европейского экономического сообщества, Европейского объединения угля и стали и Евроатома.

Внешние связи в экономической сфере играют для Италии ключевую роль. Без привозного сырья, энергоносителей, удобрений и полуфабрикатов экономика быстро придет в упадок. Кроме того, для роста ВВП стране необходимы новые рынки сбыта готовой продукции. Особенно это актуально для сельского хозяйства.

Вывод

Экономический потенциал Италии остается весьма высоким, несмотря на ряд существующих проблем. Технологичные производства, повсеместное внедрение современных научных достижений, высочайшее качество продукции и инвестиционная привлекательность страны частично нивелируют зависимость итальянской экономики от импортных ресурсов.