Фредерик Шопен
На свете существуют две классические музыкальные композиции, которые знают и могут «напеть» многие люди – это «Свадебный марш» Феликса Мендельсона и «Траурный марш» Фридерика Шопена. Похоронный марш – это третья часть «Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35». Он считается одним из величайших музыкальных произведений в стиле романтизма и является самым известным в данном жанре. Шопен написал траурный марш в 27-летнем возрасте, а за свою жизнь, длившуюся всего лишь 39 лет, композитор сотворил множество прекрасных мелодий: мазурок, вальсов, полонезов, ноктюрнов, прелюдий, баллад, сонат и этюдов. Главные произведения Шопена написаны для фортепиано, которое, благодаря именно этому великому композитору, зазвучало с небывалой ранее красотой, богатством и яркостью.
Фридерик Францишек Шопен днем своего рождения всегда считал 1 марта 1810 г., поскольку так говорила ему его мать, хотя во всех официальных бумагах записано 22 февраля 1810 г. Место рождения будущего композитора – поместье графа Скарбека в живописной деревне Желязова Воля, что находится в 46 км от Варшавы.
Отец Фридерика, Николя (Миколай) Шопен (1771-1844 гг.), прибыл в Польшу из Франции в 16-летнем возрасте. В юности он работал на табачной фабрике, в 1794 г. совместно с польскими патриотами участвовал в Восстании Тадеуша Костюшко, а с 1795 г. начал заниматься преподаванием французского языка и обрел славу одного из лучших педагогов в Варшаве. В 1802 г. стал воспитателем детей графа Скарбека, в поместье которого и поселился. Здесь он познакомился с экономкой Скарбков (а, возможно, и их дальней родственницей) – Юстыной, которая затем стала его женой.
Юстына Кжижановска (1782-1861 гг.), мать Фридерика, была очень музыкальна и хорошо образована: знала французский язык, обладала хорошей техникой игры на фортепиано и владела красивым голосом. Именно благодаря ей, Шопен с детства полюбил музыку и народные напевы.
Через полгода после рождения Фридерика, его отец получил предложение стать преподавателем в Варшавском лицее, поэтому Шопены всей семьей перебрались в Варшаву. Благодаря родительской сердечности и воспитанности, в доме Шопена всегда царили тепло и уют, взаимопонимание и заботливость. Кроме Фридерика у Николя и Юстыны было еще 3 дочери: Людвика (1807-1855 гг.), которая была брату добрым другом, Изабелла (1811-1881 гг.) и рано умершая, но талантливая, Эмилия (1812-1827 гг.).
Первые самостоятельные попытки игры на фортепиано Фридерик совершал под наблюдением старшей сестры Людвики, а с 6-и лет начал брать регулярные уроки музыки у Войцеха Живного – композитора и преподавателя чешского происхождения, который сразу же разглядел в мальчике исключительный талант. Очень скоро появились на свет первые творения Шопена: полонезы и марши. В 1818 г., когда мальчику было всего 8 лет, он дал свой первый публичный концерт, и в варшавской газете была опубликована статья о гении и вундеркинде Шопене. В 1822 г. Войцех Живный перестал заниматься с 12-летним Фридериком, поскольку считал, что уже не в состоянии развивать навыки своего подопечного и ничему новому научить его не сможет. Тогда Шопен стал брать уроки композиции и теории музыки у известного композитора и великого педагога Юзефа Эльснера, которому затем посвятил некоторые свои произведения.
Учеба Фридерика Шопена не ограничивалась одной лишь музыкой: в 1823 г. он поступил в четвертый класс Варшавского лицея, в котором получил всестороннее образование. Высшее общество приняло юное дарование с большой охотой, поскольку было очаровано не только его музыкальным талантом, но и изысканными манерами, прелестной внешностью, обаянием и умом. В 1825 г. Шопен давал концерт перед императором Александром I, который в благодарность подарил юноше бриллиантовое кольцо. В 1826 г. шестнадцатилетний Шопен поступил в Главную Школу Музыки (Консерваторию) при Варшавском университете, которую окончил в 1829 г. Во время учебы были написаны одно из главных произведений Шопена – «Вариации на тему из оперы «Дон Жуан», «Rondo a la Mazur», «Rondo a la Krakowiak» и др.
В 19 лет началась заграничная концертная активность Фридерика: он выступал в Австрии, Чехии и Германии. В 1830 г. композитор вернулся домой, отыграл три концерта в Варшаве, а затем поехал в путешествие по Западной Европе. Как оказалось, родину он покинул навсегда, и тоска по Польше тонкой нитью вилась сквозь всю его жизнь. Когда Шопен в 1831 г. был в Штутгарте, его настигла новость о поражении Польского восстания, которая потрясла его до боли в сердце. Состояние отчаяния композитора нашло отражение в его заметках в личной записной книжке, т. н. «Штутгартском дневнике». В это самое время он написал свой выдающийся «Революционный этюд» для фортепиано.
Осенью 1831 г. Шопен прибыл в Париж и в феврале 1832 г. дал здесь свой первый концерт, который принес ему славу и огромный успех. Здесь он сошелся с композиторами Ференцем Листом, Феликсом Мендельсоном, Джакомо Мейербером, Фроманталем Галеви, с поэтом Генрихом Гейне и со своим соотечественником Адамом Мицкевичем. В 1836 г. Фридерик посетил Чехию, где повидался с собственными родителями, а также попросил руки польки Марии Водзинькой. Она согласилась, однако, по неизвестным сейчас причинам, помолвка была довольно быстро расторгнута.
По возвращении в Париж Шопен познакомился с известной сочинительницей Авророй Дюпен (в замужестве Дюдеван), творившей под псевдонимом Жорж Санд (1804-1876 гг.) и сыгравшей значительную роль на жизненном пути Фридерика.
Романтическая связь Жорж Санд и Фридерика Шопена продлилась десятилетие, вместе они прожили 8 лет. В основном, пара обитала в летней резиденции писательницы в Ноане во Франции. В 1837 г. у Шопена случился приступ болезни, связанной с легкими. В то время врачи поставили ему диагноз «туберкулез», но современные исследователи считают, что у композитора был муковисцидоз – наследственное заболевание, связанное с мутацией гена. Предполагая, что морской климат поможет восстановить здоровье, Шопен совместно с Жорж Санд и ее детьми провел зиму 1838-1839 гг. на Майорке. К сожалению, надежды не только оправдались, но, наоборот, пианисту-виртуозу стало еще хуже, он страдал от приступов кашля и чувствовал себя совершенно разбитым. Однако творить Шопен не прекращал, именно период 1837-1847 гг. были написаны величайшие его произведения: баллады, сонаты, фантазии, полонезы, скерцо и прелюдии.
В 1847 г. произошло окончательное прекращение связи Жорж Санд и Фридерика Шопена. Одной из причин разрыва стало вмешательство композитора в отношения писательницы с ее детьми. Чтобы отвлечься от состояния меланхолии, навеянной приступами болезни и расставанием с Жорж Санд, Шопен отправился в Англию. Там он сыграл несколько концертов, в том числе – у королевы Виктории. Однако влажный климат Англии и Шотландии совсем подкосил здоровье композитора, и болезнь стала прогрессировать. 16 ноября 1848 г. состоялся последний концерт пианиста – в лондонской ратуше Гилдхолл.
В Париж Фридерик воротился совсем измученным и больным. К брату во Францию прибыла сестра Людвика, чтобы ухаживать за ним. На ее руках он и скончался 17 октября 1849 г. Отпевали великого пианиста в церкви Святой Мадлен, где, по его желанию, играл «Реквием» Моцарта. Тысячи почитателей Шопена вышли на улицы Парижа, чтобы проводить композитора в последний путь. Прах Шопена похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, однако сердце виртуоза, по его словам, всегда принадлежало Польше, поэтому согласно воле Фридерика Шопена, оно было перевезено на родину композитора, где до сих пор и хранится в Костеле Святого Креста в Варшаве.