Форсирование Вислы 1944

Форсирование Вислы в 1944 году

Форсирование Вислы проходило в рамках другой военной операции под названием «Багратион». Именно так, именем легендарного русского полководца было названо самое масштабное наступление Красной Армии. Именно благодаря этому наступлению были сметены германские войска армии «Центр» и освобожден путь на Германию. После переправы через Вислу до германской границы оставалось 500 км.

Сложность поставленной задачи

Советское командование придавало огромное значение переправе через Вислу и полностью осознавало ее сложность. Была проведена огромная политическая работа. Среди бойцов и командиров был распространен приказ о том, что все военные, которые проявят храбрость при переправе, будут награждены медалями и орденами, вплоть до высшей награды – Героя Советского Союза. К берегам реки были стянуты огромные силы.

wisla

28 июля 1944 года в бой на этом направлении со стороны Советского Союза была введена 1 польская армия. Она и предприняла первую попытку форсировать реку 31 июля. Попытка потерпела неудачу. Слишком хорошо немцы обороняли западный берег реки. Артиллерии не удалось уничтожить все огневые точки противника.

Переправа

1 августа к Висле подошла 8-я гвардейская армия под командованием Чуйкова. Во время краткого совещания с Рокоссовским было решено форсировать реку немедленно и внезапно, не ожидая подкрепления. Ведь промедление позволило бы немцам подтянуть свои резервы к западному берегу. Как оказалось, ставка на внезапность была верной, и советские войска успешно заняли плацдарм на противоположном берегу Вислы. Произошло это ближе к Варшаве у города Магнушев.

Наступлению предшествовала массированная получасовая артиллерийская подготовка. За эти полчаса по противнику было выпущено свыше 77 тыс. снарядов. Один километр фронта обстреливали до 200 пушечных стволов.

Форсирование реки завершилось успехом, и бойцы 8 гвардейской армии заняли часть западного берега. Вслед за ними переправу осуществили и другие силы Красной армии. Форсирование прикрывала авиация.

wi

Ожесточенные бои за удержание и расширение занятого плацдарма на западном берегу Вислы продолжались 3 дня. Красной армии удалось не только удержать плацдарм, но и расширить его до 10 километров и продвинуться вглубь территории противника на 15 км. Через Вислу к 4 августа были наведены 2 моста.

Но это было только начало. Немцы отчаянно сопротивлялись и пытались ожесточенными контрударами вернуть себе потерянную территорию. Обстановка стабилизировалась только в середине августа, когда удалось навести надежные мосты через Вислу и прикрыть их огнем зениток. Перед мостами были сооружены укрепления, что позволило окончательно стабилизировать линию фронта. 29 августа завершилась эта, самая грандиозная наступательная операция Второй мировой войны.

Операция «Багратион», важной частью которой было форсирование Вислы, завершилась полным успехом. Более того, успех этот превзошел самые смелые ожидания Ставки.

За 68 дней, Красная армия продвинулась вглубь обороны противника на 600 км на фронте протяженностью 1100 км. Была освобождена Белоруссия, восточная Польша и часть Литвы. Германия в попытках остановить продвижение Советских войск была вынуждена перебросить на это направление силы с других фронтов. По мнению историков, именно эта масштабная наступательная операция Красной армии позволила союзникам высадить десант в северной Франции, так как Рейх был занят именно попытками сдержать наступающие советские войска.

wis

А смелое и дерзкое форсирование Вислы не дало немцам подтянуть резервы и прочно закрепиться на западном берегу, что отсрочило бы победу и привело к гибели многих людей. Недаром, советское командование такое огромное значение предавало этой военной операции.

Герои переправы

Их было много. Многие бойцы и командиры были удостоены высшей награды – Герой Советского Союза. История сохранила настоящие чудеса храбрости, которые проявили советские солдаты при переправе и удержании плацдарма.

Так, еще до начала переправы, вслед за отступавшими немцами через Вислу переправилась группа разведчиков под командованием М. В. Соболева. Переправились скрытно, пользуясь суматохой при отступлении фашистов. Удерживая небольшой пятачок земли, бойцы по радиосвязи корректировали огонь советской артиллерии.

Рота 20-го понтонно-мостового батальона под командованием Героя Советского Союза ст. лейт. Х. А. Русских на протяжении 16 часов обеспечивала переправу на 3 паромах. Когда один из паромов был разбит, а сам командир ранен, он продолжал руководить переправой, и согласился эвакуироваться в госпиталь только после того, как был собран новый паром.

Командир танковой роты ст. лейт. М. В. Копытин всего с 5 танками 3 августа спас от окружения мотострелковую бригаду, которая была окружена немцами во время очередного контрудара. Маневр был настолько неожиданным для фашистов, что не только освободил от окружения бойцов, но и ни один советский танк не был уничтожен противником.

Советский летчик А. И. Волошин в паре с мл. лейт. А. И. Пенязь вступил в бой с 4 немецкими самолетами. Будучи подбит врагом, он таранил самолет противника и благополучно приземлился в расположении своих войск.

И это только малые крупицы того мужества, которое проявили советские солдаты в боях за переправу и при удержании захваченной территории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *