Станислав Монюшко
Станислав Монюшко занимает почетное место в польской классической музыкальной культуре. Он был не только выдающимся композитором, но и прекрасным музыкантом, талантливым дирижером и педагогом. Именно Монюшко считают создателем польской классической оперы, в которой органично соединяется польский фольклор с романтическими мотивами.
Детские годы
Родился будущий композитор 5 мая 1819 года неподалеку от Минска – в деревне Убель. Родители его были людьми творческими: мать – Елизавета Маджарская замечательно пела и музицировала, отец – Чеслав Монюшко, бывший военный, увлекался живописью. В их доме всегда царила творческая атмосфера, проходили музыкальные и театральные вечера. Детство Станислава прошло в Белоруссии – среди чудесной природы и народного фольклора. С раннего детства мать заметила тягу сына к мелодиям и начала сама обучать его азам музыкального искусства. Ради обучения своего единственного сына Монюшко переехали в Варшаву, где он обучался в школе монашеского ордена пияров, а также берет уроки игры на органе и пианино у превосходного музыканта Августа Фрейера.
Музыкальное образование
В 1830 году семейство Монюшко возвращается в Минск, где Станислав продолжает свое дальнейшее образование, решив посвятить свою жизнь музыке. Он занимается под руководством Доминика Стефановича – прекрасного педагога и дирижера, а после учится в Певческой академии Берлина, где получает отличную профессиональную подготовку – осваивает работу дирижера и хормейстера, изучает оперную европейскую и мировую культуру. Но никто из педагогов не считает Монюшко музыкальным гением, способным создавать мировые шедевры, хотя уже в это время молодой композитор пишет свои первые произведения: музыку к спектаклям, мессу, несколько песен на стихи Адама Мицкевича, два струнных квартета.
Жизнь в провинции
Закончив в 1840 году обучение в берлинской академии, молодой Монюшко переезжает в Вильно (Вильнюс), где служит в костеле Святых Иоаннов на должности простого органиста. В этом же году музыкант вступает в брак с Александрой Мюллер. В плане музыки Вильно не был развитым городом: ни драматического, ни тем более оперного театров здесь не было, а поклонники симфонической музыки не могли собрать даже полноценный симфонический оркестр. В такой музыкальной изоляции Монюшко пришлось прожить долгих 18 лет. В 1842 году он попытался устроиться на работу в оперный театр Санкт-Петербурга, но потерпел неудачу. Поскольку семья к этому времени обзавелась уже 2-я детьми, то из-за стабильного заработка органиста приходилось оставаться в Вильно. В это время композитор создал сборник «Домашние песенники», куда вошло около 250 песен на польском языке, которые сразу же полюбились публике и стали очень популярны, также были написаны для органа «Песни нашего костела». К композитору приходит заслуженное признание, но он стремится достичь апогея музыкального искусства – создать польскую национальную оперу. В 1843 году Монюшко в соавторстве с Дуниным-Марцинкевичем написал свою первую оперу «Идиллия». Позже было написано множество оперетт, романсов, кантат.
На вершине успеха
Самое главное музыкальное творение своей жизни – оперу «Галька» Станислав Монюшко создавал на протяжении целого года по сюжету поэмы Влодзимежа Вольского. Это была драматическая история о судьбе молодой девушки-крестьянка, которую обесчестил и бросил богатый шляхтич. Первая премьера этого произведения состоялась 1 января 1848 года, но публике представили укороченный вариант, полные 4 акта были показаны в польской столице только спустя 10 лет – 1 января 1858 года. Публика принимала оперу с необычайным восторгом, провозгласив автора национальным композитором. Монюшко становится известным не только у себя в стране, но и во всей Европе.
Для того чтобы заработать деньги для содержания огромной семьи (у композитора было 7 детей) он проводит в 1849 и 1856 гг. в русской столице авторские концерты, получая неплохие гонорары. Публика с восторгом принимает его произведения: увертюры «Каин» и «Сказка», отрывки из оперы «Галька», кантату «Ниола». Творчество польского композитора поддерживали его русские коллеги – Даргомыжский, Глинка, Серов, с которыми его связывали дружеские отношения.
Жизнь и творчество в столице
В 1858 году польский композитор совершил единственное в своей жизни путешествие по Чехии, Германии и Франции. Другие города и страны произвели на Станислава двоякое впечатление: поразил древний Краков, восхитили театры Германии, а вот Париж разочаровал.
Премьера оперы «Галька» изменила жизнь семьи Монюшко – они смогли, наконец, в 1858 году покинуть Вильно и поселиться в Варшаве. Композитора пригласили в Варшавский оперный театр Бельки, где он стал работать главным дирижером и художественным руководителем. Работать в театре было сложно, постоянно приходилось преодолевать закулисные интриги, бороться с цензурой. Но теперь его музыкальный талант смог открыться в полную силу. Композитор пишет новые оперы: «Зачарованный замок, или Страшный двор», «Сплавщик леса», «Графиня», «Пария», музыку к театральным спектаклям «Гамлет» и «Разбойники» по произведениям Шекспира и Шиллера, музыку к балету «Монте Кристо», а также многочисленные оперетты и водевили.
С 1862 года и до самой кончины композитор работал в Музыкальном институте в Варшаве. Профессор Монюшко преподавал такие дисциплины, как гармония, контрапункта и композиция. Среди его студентов был и будущий польский композитор Зигмунд Носковский.
Всю свою жизнь музыкант неистово трудился. Им создано 22 оперы и оперетты, 3 балета, водевили, написана музыка к 6 театральным постановкам, созданы духовные произведения (реквиемы, мессы, литании), пьесы для органа, фортепиано и оркестра, около 80 романсов и 400 песен.
В последние годы своей жизни выдающийся музыкант создал еще несколько музыкальных произведений на стихи А. Мицкевича: «Призраки», «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Такая напряженная работа подорвала и без того слабое здоровье Монюшко, и 4 июня 1872 года композитор умер от сердечного приступа. Похоронен Монюшко в предместье польской столицы в музыкальном некрополе Powazki.