Роман Полански
Крупнейший кинематографист нашего времени Роман Полански родился в Париже 18 августа 1933 г. под именем Раймунд Либлинг. И отец Моисей Либлинг, позднее взявший фамилию Полански, и мать Була (девичья фамилия – Кац-Пшедборска), родившаяся в России, были поляками с еврейскими корнями.
Когда Ромеку было 3 года, его семья вернулась в Польшу и поселилась в Кракове. Первые несколько лет пролетели хорошо и безоблачно, однако решение возвратиться на родину стало фатальным решением для их судеб: в 1941 г., когда Краков оккупировали немцы, семейство Полански отправили в гетто для евреев. Оттуда родителей мальчика вывезли в концентрационные лагеря. Мама умерла в газовой камере лагеря смерти, отец оставался заключенным до освобождения концлагеря, а Роман совершил побег из гетто и скрывался в различных убежищах в польских католических семьях. Это были страшные годы для будущего режиссера, фашисты использовали мальчика в качестве движущейся мишени и стреляли по нему, а также его сильно избил какой-то уголовник.
Все ужасы и страдания Романа Полански во времена немецкой оккупации нашли отражение в выдающейся драме «Пианист» (2002 г.) с Эдриеном Броуди в главной роли. За эту картину режиссер был награжден премией Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» и получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
После окончания войны Ромек воссоединился со своим отцом и тот отправил его обучаться в краковскую техническую школу. Но мальчика больше интересовало драматическое искусство: он играл различные роли в театре, на телевидении и в радиопостановках. Своей первой награды Полански был удостоен в 1947 г., когда сыграл Ваню Солнцева в постановке «Сын Полка» по книге советского писателя Валентина Катаева. Окончательно посвятить себя кинематографии Роман вознамерился во время просмотра киноленты «Выбывший из игры» (1947 г.) британского режиссера Кэрола Рида: фильм произвел на него незабываемый эффект.
В 1950 г. будущий режиссер перевелся из инженерного учебного заведения в школу искусств, а в 1953 г. пытался попасть в Краковскую театральную школу, но неудачно, поэтому вступил в кинематографическую школу в Лодзи. Впервые Роман попробовал себя в качестве киноактера в том же году в фильме «Три повести», а в 1954 г. режиссер Анджей Вайда, заметив юношу, пригласил его на роль Мундека в свой дебютный фильм «Поколение».
После актерской деятельности Роман Полански решил сам заняться режиссурой и удачно снял несколько короткометражных фильмов:
1955 г. | «Велосипед» |
1957 г. | «Убийство»,«Зубастая улыбка»,«Разгоняем танцульку» |
1958 г. | «Двое мужчин со шкафом» |
1959 г. | «Лампа»,«Когда падают ангелы» |
Кинолента «Когда падают ангелы» – это дипломная работа Романа Полански. После завершения учебы в киношколе он работал в Париже, где проводил съемки короткометражных фильмов «Толстый и худой» (1961 г.) и «Млекопитающие» (1962 г.).
В 1959 г. режиссер заключил брак с танцовщицей и киноактрисой из Польши Барбарой Квятковской, однако их союз длился недолго: в 1962 г. супруги развелись. В 1962 г. также вышло первое полнометражное кино Романа Полански – психологическая драма «Нож в воде». Этот фильм стал первой польской картиной, номинированной на премию «Оскар». Лента награждена премией «Золотой волк» кинофестиваля в Бухаресте и премией Международной федерации кинопрессы на Венецианском кинофестивале.
После того, как западноевропейские критики положительно приняли его киноленту, Роман Полански решил уехать из Польши: до 1968 г. он жил во Франции и Англии, а впоследствии перебрался в США. В Париже состоялось знакомство Полански со сценаристом Жераром Брашем, с которым он затем сотрудничал на протяжении нескольких лет. В Великобритании Полански поставил два очередных успешных фильма: триллеры «Отвращение» (1965 г.) и «Тупик» (1966 г.), которые были отмечены наградами на Берлинском кинофестивале. В 1967 г. появился 1-ый фильм Романа Полански, снятый в цвете, – комедийный ужастик «Бал вампиров» (или «Бесстрашные убийцы вампиров»), где сам режиссер сыграл одну из ведущих ролей.
В 1968 г. состоялась свадьба Романа с американской актрисой, красавицей Шэрон Тейт, с которой он познакомился на съемках своего фильма о вампирах. Начав жить в Голливуде, режиссер приступил к съемкам одной из самых известных своих кинокартин – психологического триллера «Ребенок Розмари» (1968 г.), получившего несколько престижных наград, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус». Лента принесла Роману Полански славу и положила начало модным тенденциям в кинематографе на мистические триллеры.
К великому сожалению, успех затмился страшной трагедией – в 1969 г. жена Романа, будучи на тот момент на 9 месяце беременности, и трое его товарищей были зверски убиты участниками преступной коммуны «Семья» под лидерством музыканта Чарльза Мэнсона. Из-за этого Полански на 5 лет покинул Штаты и жил в странах Европы. Жестокое убийство близких людей чрезвычайно остро повлияло на душевное состояние Романа и оказало воздействие на последующие его кинопроизведения.
В 1971 г. Полански в Великобритании снял экранизацию шекспировской пьесы-трагедии «Макбет», в 1972 г. в Италии – комедию абсурда «Что?» с Марчелло Мастроянни, а в 1974 г. вновь приехал в Соединенные Штаты, где выступил режиссером своего очередного шедевра – кинофильма «Китайский квартал». Эта гангстерская картина с Джеком Николсоном в ведущей роли стала первой лентой, снятой в жанре «нео-нуар», и заслужила большое количество наград. В 1976 г. вышла кинокартина «Жилец» с самим режиссером в главной роли – заключительная часть «квартирной трилогии», куда вошли снятые раньше «Отвращение» и «Ребенок Розмари».
В 1977 г. режиссер был замешан в сексуальном скандале, из-за чего покинул Штаты и перебрался во Францию, гражданином которой (наряду с Польшей) он является. В 1979 г. Полански снял фильм «Тесс», посвятив его своей покойной супруге Шэрон, поскольку именно этот классический роман Томаса Харди она читала перед смертью. В этой картине снялась 17-летняя Настасья Кински, а сам фильм был удостоен «Оскаром», «Золотым глобусом» и «Сезаром».
В 80-е и 90-е гг. XX в. выдающийся кинематографист разъезжал по всей Европе: он снимал кино, ставил спектакли, оперы и написал автобиографическую книгу «Roman by Polanski». В 1986 г. вышел его приключенческий фильм «Пираты», а в 1988 г. – детектив «Неистовый» (также известный под названиями «Неукротимый» и «На грани безумия») с Харрисоном Фордом и Эммануэль Сенье. В 1989 г. французская актриса и модель Эммануэль Сенье (1966 г. р.) вышла замуж за Романа Полански. Их брак длится по сегодняшний день, в 1993 г. у них родилась дочь Морган, а в 1998 г. – сын Элвис. Талантливая супруга получала главные роли в одних из самых лучших фильмах Полански: в 1992 г. – в мелодраме «Горькая луна», в 1999 г. – в мистическом триллере «Девятые врата» с Джонни Деппом и в 2013 г. – в камерном кинофильме «Венера в мехах», получившем несколько престижных наград.
Также большую известность завоевали следующие фильмы Романа Полански:
— триллер «Смерть и девушка» (1994 г.) с Сигурни Уивер,
— драма «Оливер Твист» (2005 г.) по классическому роману Чарльза Диккенса,
— политический триллер «Призрак» (2010 г.) с Юэном Макгрегором и Оливией Уильямс,
— трагикомедия «Резня» (2011 г.) с Кейт Уинслет и Джоди Фостер.
Поскольку в США дело о сексуальной связи с несовершеннолетней так и не было закрыто, Роман Полански не появляется на территории Штатов и все награды за него там получают актеры, снимавшиеся в его кинолентах. Осенью 2009 г. в Швейцарии режиссер был задержан местной полицией по американскому ордеру, выписанному еще в 1978 г. Арест знаменитости вызвал широкий резонанс в мировом кинематографическом обществе. В защиту Романа Полански выступили многие известные актеры, режиссеры и продюсеры: Мартин Скорсезе, Педро Альмодовар, Дэвид Линч, Вуди Аллен, Никита Михалков, Моника Белуччи, Фанни Ардан и другие. В 2010 г. швейцарские власти отказались экстрадировать режиссера на территорию Соединенных Штатов и он был выпущен из-под домашнего ареста.