Польская культура

ksiazki2Польша – это не просто развитое европейское государство. Это страна, которая за свою многовековую историю собрала потрясающее культурное наследие в виде литературных, музыкальных, архитектурных, кинематографических и театральных шедевров.

Вальсы Фредерика Шопена и полонез Огиньского, поэзия Адама Мицкевича и романы Генрика Сенкевича, научная фантастика Станислава Лема, полотна Яна Матейко, оперы Станислава Монюшко, фильмы Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси – благодаря этим произведениям Польша стала известна всему миру.

На географической карте Польша занимает место в самом центре Европы, поэтому в её культуре удивительным образом переплелись традиции Востока и Запада, отобразились яркие события прошлого, которыми так богата её непростая история. Обогатили польскую культуру также и культурные традиции соседних народов.

Язычество, православие и католицизм, латинская и османская культуры, еврейские и европейские традиции, живописный славянский фольклор – все это нашло отражение в литературе, музыке и изобразительном искусстве. И теперь всё нажитое польской нацией за много веков мы называем самобытной, яркой и неподражаемой польской культурой.

Польская литература

Самым ощутимым вкладом в мировую культуру от Польши можно считать её литературу.

Первые книги на польском языке стали появляться в 13 веке – в основном это была церковная литература, а первая печатная польская книга появилась не раньше 1511 года. Начиная с конца 15 века и до конца 18, в Польше появилась целая плеяда талантливых эпохальных литераторов – писатели Николай Рей, Себастьян Кленович, Петр Скарга, поэты Ян Кохановский, Мацей Сарбевский, Игнацы Красицкий.

Начиная с 18 века, Польша перестала существовать как независимое государство – это длилось почти 120 лет. В это время поэты и писатели стали для народа, лишенного родины, незыблемыми авторитетами, духовными лидерами и вождями, их произведения провозглашали добро, правду, справедливость. Рупором патриотизма того времени стали гениальные поэты: Адам Мицкевич, Зигмунт Красиньский, Юлиуш Словацкий.

Польские писатели и поэты четыре раза становились Нобелевскими лауреатами. В 1905 году за эпохальные исторические романы премию присудили Генрику Сенкевичу. Это была очень важная награда для Польши, ведь в это время её даже не было на карте, но это не помешало всему миру признать творчество гениального поляка.

В 1924 году нобелевскому комитету пришлось выбирать лауреата среди двух польских писателей – Владислава Реймонта и Стефана Жеромского. Нобелевской премией наградили Реймонта за его роман-эпопею «Крестьяне».

Прошло чуть более 50 лет, и снова в Стокгольме в 1980 году премия по литературе вручается представителю польского народа – поэту- эмигранту Чеславу Милошу.

Через 16 лет вновь нобелевская награда присуждается представителю, а точнее, представительнице Польши – поэтессе Виславе Шимборской. Её поэзия лишена масштабности и амбициозности, автор просто описывает с легкой иронией повседневные события обычного дня с его радостями и горестями.

Ну и как не вспомнить гениального писателя-фантаста Станислава Лема, который писал об общении человека с внеземными цивилизациями, а также о том, к чему приведет нашу планету технологическое развитие.

Польская живопись

Если говорить о живописи Польши, то она берет свое начало еще в 10 веке с церковной росписи. В 11-13 веках в польском изобразительном искусстве стал господствовать романский стиль. Это можно заметить по росписи соборов в Туме и Червиньске, а также по миниатюрам рукописных книг.

На искусство средних веков огромное влияние оказала готика, которая пришла из соседней Германии и Чехии. Готические мотивы особенно видны в архитектурных сооружениях тех времен:

краковский собор на Вавеле, костёл Девы Марии в Гданьске, Ягеллонский университет, ратуша в Торуни.

Во второй половине 16 века в польском искусстве господствует ренессансный стиль, который принесли в страну европейские архитекторы и художники. Появляется батальная и портретная живопись. В этом стиле работал выдающийся польский мастер Станислав Самостшельник. Именно он выполнил парадные портреты семьи Шидловецких.

Для искусства 17 века характерен стиль барокко – бернардинский костёл в Кракове, костёл сакраменток в Варшаве, дворец Красиньских. Художников того времени вдохновляли голландские мастера. В стиле барокко писал свои работы, например, придворный портретист трёх польских королей Даниэль Шульц.

В эпоху Просвещения начала развиваться национально-историческая живопись, и ведущее положение в этом жанре принадлежало польскому живописцу Яну Петру Норблину.

Своих вершин польская живопись достигла в 19 столетии, и самыми яркими её представителями были Ян Матейко и его ученик Станислав Выспяньский. Работы Матейко отражали главные моменты польской истории: «Грюнвальдская битва», «Люблинская уния», «Стефан Баторий под Псковом», «Конституция 3 мая».

Конец 19 – начало 20 века ознаменовались в живописи распространением импрессионизма и стиля модерн. Это портреты Ю. Панкевича и Ю. Мехоффера, пейзажи Я. Станиславского и Ф. Рущица, картины Я. Мальчевского.

После Второй мировой войны в период становления народной Польши художники обращались к тематике социалистического строительства. Среди тех, кто поддерживал соцреализм, были А. Струмилло, Ю. Краевский, А. Кобздей.

И сейчас польское изобразительное искусство продолжает развиваться. Появляются новые молодые художники, например, Каспер Калиновский, Юстина Копанья, Франциск Смуглевич, Эмили Вилк. И может, через некоторое время их произведения будут выставляться в лучших художественных галереях мира.

Польская музыка

Полякам во все времена была присуща любовь к музыке и танцам, и это можно назвать их национальной особенностью.

Но музыкальная культура Польши – это не только народные мотивы. Поляки внесли огромный вклад в развитие классической, эстрадной и джазовой музыки.

Первым польским композитором, который жил и творил еще в 15 веке, можно считать Николая Радомского. Он был автором духовных и светских музыкальных произведений. Из средних веков до нас дошло всего 9 его творений. И если Радомский более известен только в музыкальных кругах, то Михаила Огиньского и его знаменитый полонез «Прощание с Родиной» знает весь мир. Несмотря на то, что Огиньский не был профессиональным композитором, им написано множество маршей, полонезов, вальсов, романсов и боевых песен.

Польское оперное искусство появилось благодаря композиторам Мацею Каменскому, Юзефу Эльснеру и Каролю Купринскому. Несмотря на значительное влияние итальянской оперы, в 1778 году на сцене варшавского театра была поставлена первая польская опера Каменского «Осчастливленная нищета», в которой впервые звучали польские народные мотивы.

И, конечно, как не вспомнить о гениальном польском композиторе Фридерике Шопене. Благодаря ему классическая музыка приобрела поэтическую и романтическую окраску, а также национальный колорит. Созданные им танцевальные пьесы, ноктюрны и этюды, сонаты и баллады пронизаны искренностью, лиризмом и глубиной чувств. Шопен одним словом определил основное настроение своей музыки, и это слово – «жаль», но в нем композитор слышал разнообразную гамму настроений: от сожаления и скорби до ненависти и угрозы.

20 век принес в Польшу авангардную музыку и джаз. Представителем авангардного направления был Войцех Киляр, который позже стал известным кинокомпозитором и писал музыку к фильмам Кшиштофа Занусси, Романа Поланского, Ежи Гофмана, Фрэнсиса Копполы.

В послевоенной Польше огромную популярность приобрела джазовая музыка, и появилась целая плеяда музыкантов этого стиля: Кшиштоф Комеда, Войцех Маевский, Чеслав Бартковский.

В польскую музыкальную культуру внес огромный вклад современный композитор Кшиштоф Пендерецкий, написавший множество различных по стилю опер, камерных сочинений и симфоний.

В 70-е годы прошлого века стала активно развиваться польская эстрада. Ежи Поломски, Тадеуш Фалишевский, Мечислав Фогг, Анна Герман, Марыля Родович, группа «Червоны гитары» были популярны не только в Польше, но и успешно гастролировали по миру.

Польский кинематограф

С обретением Польшей независимости в 1918 году появился и польский кинематограф. 150 киностудий каждый год создавали около 30 полнометражных фильмов и более 100 короткометражек.

В период между двумя мировыми войнами Польша стала центром еврейского кино – здесь было снято около 70 еврейских картин.

После Второй мировой войны культурная жизнь в Польше снова ожила. Стали появляться фильмы, которые могли бы залечить ужасные раны, нанесенные войной, а также примирить с прошлым. Это кинематографическое направление получило название «польская школа кино». Лучшими фильмами этого направления считаются: «Канал» и «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, «Человек на рельсах» и «Косоглазое счастье» Анджея Мунка, «Настоящий конец большой войны» и «Поезд» Ежи Кавалеровича.

В 60-е годы польские режиссеры много внимания уделяли масштабным историческим картинам: «Фараон», «Пепел», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Потоп», «Пан Володыевский».

В 70-е годы на первый план вышло «кино морального беспокойства». Кинематографисты снимали фильмы о психологических аспектах повседневной жизни: «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Константа», «Иллюминация», «Персонал».

Девять польских картин номинировались на самую престижную кинематографическую награду – «Оскар». И, наконец, в 2015 году фильм Павла Павликовского «Ида» сумел получить эту награду, а до этого в 2010 году киноакадемия наградила Анджея Вайду почетным «Оскаром» за выдающиеся достижения в кинематографии.

Но не только польские режиссеры обрели мировую славу. Польские операторы отлично сняли картины, покорившие весь мир. Анджей Секула снимал фильмы Квентина Тарантино, Януш Каминский сотрудничал со Стивеном Спилбергом в его картине «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», Анджей Бартковяк был оператором фильмов «Скорость» и «Адвокат дьявола».

Несмотря на то, что польская культура формировалась более тысячи лет, она по прежнему развивается, в ней появляются новые имена, которые внесут свою лепту, не менее важную, чем их знаменитые предшественники.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *