Познань
Мать Польши – Познань
Даже для тех, кто никогда не бывал в Познани, этот удивительный город, откуда, собственно, все и началось, имеет вкус знакомый с детства. По крайней мере, жителям когда-то великой страны, не мыслившим главную площадь без монумента коренастому мужчине в кепке и пальто, приятно будет узнать, что именно в Познани появилось на свет лакомство, от которого в нежном возрасте слипались не только пальцы… Вкуснейшая «Коровка» – ну кто не любит эту мягкую тягучую ириску с жидкой начинкой?! Привычное название – производное от польского krowa: основными компонентами в конфетах были масло и молоко, поэтому на фантике изображали буренку голштинской породы. Удачное сочетание нежной, немного терпкой, начинки и крошащейся оболочки сделало «Коровку» безумно популярной. Может быть, поэтому сюда приезжают туристы, ведь сладкое – это своего рода наркотик!
Познань не просто древнее поселение с регалиями и титулами, ее легенда (а разве бывают города без мифического ореола?) не похожа ни на какую другую, уж коли ей верить, то аккурат здесь, на берегах реки Варта, и родилось название города. Что же касается летописных сведений, то где-то в этих местах, на правом берегу притока Одры, жили поляне – западнославянское племя, которое подарило свое имя целой стране и навсегда вошло в анналы польской истории.
Забавные козлики, бодающиеся ровно в полдень
Хотя самые древние следы, свидетельствующие о пребывании людей на территории Познани в конце IX века, принадлежат охотникам на оленей, однако не этот благородный зверь стал символом города. Два симпатичных бодающихся козлика, ежедневно собирающих толпы зевак на площади Старый рынок, не сходят с верхних строчек хит-парада польских достопримечательностей.
Впрочем, не только милые зверушки привлекают любопытствующих туристов. Украшенное башенками квадратное здание старой ратуши радует глаз не менее парочки непримиримых, соперничающих за лидерство, рогато-бородатых созданий. Восставшая из пепла, благодаря мастерству итальянского архитектора Джованни Баттиста ди Квадро, постройка, которую пожар уничтожил в 1536 году, снова пострадала спустя 139 лет от молнии, а еще через 50 лет на познанскую ратушу обрушился гнев урагана. Здание, задуманное своим творцом в стиле ренессанс, в период оккупации приобрело немецкие черты.
Самое интересное, что выезд козликов к публике сопровождается торжественной музыкой – гимном Познани, а в знаменательные дни, наделенные тонким юмором жители города, одевают своим любимцам нарядные костюмы. Так, на Рождество животные (честь и хвала изобретательности местных портных!) выглядят, как Санта-Клаусы, вставшие на четвереньки, а во время проведения чемпионата Европы козлики щеголяли в нарядах, повторяющих цвета флагов тех команд, которые в этот день выходили на спортивный ринг (пободаться, так сказать).
А появились симпатичные парнокопытные на главной ратуше города в 1651 году и с тех пор никогда не забывали исполнить свой «рогатый ритуал» перед восхищенной публикой: боднувшись ровно 12 раз, козлики с чувством выполненного долга прекращают аудиенцию и величаво заезжают в башенку над часами.
Внимания заслуживает не только внешний антураж познанской ратуши, но и «начинка» – исторический музей с камином, над которым трудился печник, живший в XVI веке!
Позорный столб и дом из которого выпал король
Здесь же, на площади Старый рынок, неподалеку от фонтана, сооруженного по мотивам греческого мифа, повествующего о похищении Прозерпины, возвышается позорный столб, как постоянное напоминание о неумолимости закона и торжестве правосудия.
Публичная казнь в Средние века была делом довольно обыденным и даже в некотором смысле носила статус развлекательного мероприятия: шулеров на виду у всех наказывали кнутом, а потом отрезали ухо – неудачливый махинатор на всю жизнь получал отметку о своем роде деятельности, что лишало его источника легкого дохода. Самое неожиданное это то, что вынужденными инвесторами постройки позорного столба были разряженные франты, которых обязывали платить налог на роскошь, если их внешний вид не соответствовал социальному статусу.
Все дома на площади необычны и каждый примечателен по-своему, но «Дом под колпаком» пользуется неизменной популярностью благодаря своей курьезной истории: из окна этой изысканной постройки с высоким аттиком в 1761 году выпал король Август II, благо внизу располагался навес, он-то и спас жизнь незадачливому монарху, разморенному теплым приемом жителей Познани.
О том, как познанскому ресторатору свинью подложили
Кроме деревянных козликов на ратуше, в Познани можно полюбоваться настоящими живыми зверушками: старый зоопарк, помимо гигантских черепах, Комодских варанов и няшных лемуров, славится еще и своей незаурядной историей возникновения.
Временем появления познанского зверинца считается 1874 год, и кто бы мог подумать, что хозяин ресторанчика, расположенного на железнодорожном вокзале, будет причастен к столь знаменательному событию?! Хорошие друзья решили подарить нечто особое, ведь дата у именинника была круглой и солидной – 50 лет. Видно, юмором этих товарищей Бог не обидел: в течение трех дней они скупали в Познани всевозможных животных, в число которых входили и свинья, и коза, и даже павлин с макакой!
Такая вот дружеская шутка и легла в основу летописи зоопарка: бедный ресторатор теперь был вынужден кормить не только своих клиентов, но и разношерстную звериную компанию. Стоит ли говорить, что клетки, установленные рядом с харчевней именинника, особым успехом пользовались у местных ребятишек?! Властям города пришлось пойти навстречу: в конце февраля было учреждено акционерное общество, и зоологический сад обрел официальный статус частного заведения.
Познанский зоопарк известен зоологам всей планеты по двум событиям необыкновенной важности: здесь, впервые за существование мировой истории содержания животных в неволе, появился на свет птенец орлана могильника, и здесь же родились детеныши ары – это третий документально зафиксированный случай среди зоопарков мира. А ведь все начиналось с розовой откормленной польской свиньи с подвижным пятачком и потешным загогулистым хвостиком – вот тебе и шутка!
«Цитадель» – парк, где решалась судьба…
Когда-то на месте этого парка стоял построенный прусами самый крупный в Старом Свете форт. Свое название оборонительное сооружение получило от второй части имени Леопольда фон Брезе-Виняры, который и руководил возведением укреплений. Здесь нацисты потерпели поражение, проиграв отваге и мужеству простых познанских жителей, а будущий парк обрел имя, что хранит в себе память о тех, кто не дожил до Победы и о тех, кто отстоял честь своей страны…
Сегодня «Цитадель» – это огромный мемориальный комплекс, площадью около 100 гектар, с множеством памятников, военным кладбищем и музеем. Тенистые аллеи, усаженные кленами, грушами и дубами, – место, активно посещаемое не только туристами, но и жителями города.
Установленная рядом с Музеем вооружения скульптурная композиция из 112 железных фигур, бредущих в разных направлениях, дышит какой-то катастрофической безысходностью: «Неопознанные», такое название дала своему творению его создательница польская художница Магдалена Абаканович, представляют собой подобие человеческих тел, лишенных головы, и символизируют безликий технический современный мир.
Особенно любимым местом для отдыхающих в парке «Цитадель» является розарий, устроенный на шести террасах, окружающих водную гладь пруда. Для ценителей однолетних растений предусмотрена возможность полюбоваться клумбами и рабатками, сотканными из бархатцев, сальвий, бегоний и амарантов. Есть здесь также белочки, которые не брезгуют гостинцами, а иногда и довольно беспардонно их выпрашивают. Сотни птиц находят убежище в кронах деревьев, порой достигающих векового возраста, ведь территория парка – охраняемая зона, даже кошки в «Цитадели» ведут себя смиреннее, чем вне ее пределов.
Музей, посвященный пчелам
Несмотря на одиннадцатикилометровую удаленность, Музей пчеловодства обычно причисляют к достопримечательностям Познани. Всю атрибутику, которая была в ходу у древних пасечников, здесь можно не просто увидеть, но также ознакомиться с принципами ее использования. Многие ульи, причисленные к экспонатам, применяются пчелами по прямому назначению до сей поры.
Самые старые артефакты имеют за плечами солидный стаж в несколько столетий, например, колода, выдолбленная из пихты, для своих шестисот лет очень неплохо сохранилась: ее выловили из реки Буг в начале XX века. А ульи в виде святого Амвросия, покровителя пчеловодов хотя и много повидали за свою долгую жизнь, но все еще поражают туристов изобретательностью и художественным вкусом мастера, который творчески подходил к процессу добывания меда.
Профессиональным пасечникам тут есть на что посмотреть: предметы для занятия бортевым, кузовным и улейным пчеловодством выставлены на площади приблизительно в 5 га, причем экспозиция достаточно разнообразна и вмещает в себя около 200 артефактов, собранных из всех уголков Польши. Гранитный памятник труженице-пчелке – довольно необычный экспонат, потому как ничего подобного в мире больше нет.
Инициатором создания музея был профессор Рышард Костецкий, возглавлявший институт, занимающийся изучением болезней пчел. Сто сорок ульев, возле которых постоянно толпятся туристы, – не привычные деревянные домики, а настоящие скульптуры: одна ухмыляющаяся рожа черта на бочонке да миниатюрная копия дома шляхтича достойны если не Оскара, то медали уж точно! Это же сколько надо было фантазии вперемешку с юмором, чтобы поселить пчелок в такие экзотичные хоромы?!
Пчелы – известные любители антиквариата: в самом старом улье, который датируется XIII веком, мирно сосуществуют аж четыре пчелиных семьи, каждая со своей царицей, со своим уставом и со своей же валютой – янтарным и душистым медом! Много ли музеев насчитывается в мире, которые бы зарабатывали не только на просмотре коллекций, но и в которых сами экспонаты занимались бы работой?! Вот такая она, Познань, город, где люди живут в домах, перенесших пожары, войны и разрушительную силу времени, а пчелы обитают в ульях, построенных еще в княжение Генриха Бородатого.