Польские фильмы
Знакомство с польским кинематографом у русскоязычного зрителя в советское время начиналось с мультфильма «Рекс», где каждая новая серия рассказывала забавную историю из собачьей жизни. Даже теперь, в эпоху рыночных отношений, на телевидении восточной соседки все еще присутствует польский дух, который поддерживает ежегодный показ фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», ведь одну из главных ролей в нем сыграла знаменитейшая польская актриса Барбара Брыльска.
Во многих советских семьях на книжных полках обязательно присутствовало хотя бы одно из произведений Генрика Сенкевича, которого очень любил экранизировать режиссер Ежи Гофман: масштабные работы польского еврея до сих пор наполняют эмоциями сердца зрителей во многих странах – данный эффект дает о себе знать всякий раз, когда объединяются режиссерский, актерский и писательский таланты. Юмор поляков понятен не только им самим, именно поэтому над их кинокомедиями смеются во всем мире. Боль поляков заставляет плакать не только их самих, именно поэтому работы местных режиссеров находят отклик и в душах, живущих за тысячи километров…
Комедии
Приключения канонира Доласа, или как я развязал Вторую мировую войну
Эта забавная военная комедия в трех частях, принадлежащая к шедеврам польского кинематографа, обрела своих первых зрителей в 1970 году. Режиссером и сценаристом фильма в одном лице выступил Тадеуш Хмелевский, который в свое время принимал непосредственное участие в движении Сопротивления против немецких оккупантов. Возможно, военный опыт Тадеуша Хмелевского и стал следствием искренности и динамичности картины. Клубок сюжета начинает закручиваться с того момента, когда польский солдат по имени Франтишек проезжает свою станцию по причине крепкого и сладкого сна. Оказавшись на польско-немецкой границе, Франтишек выстрелом в немецкого офицера, которого он принимает за диверсанта, заваривает кашу войны и открывает дверь в мир невероятных и комичных приключений.
Новые амазонки
«Новые амазонки» – вторая картина польского кинорежиссера Юлиуша Махульского, что избрал в качестве своего амплуа комедийный жанр. Премьера состоялась в 1983 году. Юлиуш Махульский не только режиссировал фильм, но и стал одним из трех сценаристов. Роль доктора Ламии Рено сыграла жена Юлиуша. Автор сюжета подспудно иронизирует над обществом будущего, в котором из-за взрыва, уничтожившего весь сильный пол, остались одни женщины. Двое мужчин – Альберт и Максимилиан переживают глобальную мировую катастрофу благодаря эксперименту профессора Куппельвайзера по заморозке человека в специальных капсулах, однако вместо предполагаемых трех лет опыт затягивается на полстолетия. Размороженные «самцы» оказываются в 2044 году в мире, где размножение происходит без мужского участия. Макс и Альбертик горят желанием исправить ситуацию, дабы вернуть жизненный цикл на круги своя, но не все так просто…
Пацаны не плачут
Фильм «Пацаны не плачут» ознаменовал собой эру нулевых, когда появился на экранах в 2000 году под руководством польского режиссера, актера, сценариста и продюсера Оляфа Любашенко. Эта комедийная картина, замешанная на криминальной опаре, погружает зрителя в мир страхов и комплексов двух парней, один из них – прыщавый студент, а второй – его друг-скрипач по имени Якуб Бренер, которого все называют сокращенно – «Куба». Доктор советует другу Кубы в качестве лекарства от акне применить интимные отношения. Пацаны снимают девочек по вызову, однако желанная встреча из-за робости и нерешительности ограничивается беседой. Время истекает, сутенер требует оплату, но денег не хватает, и рассчитываться приходится ценной статуэткой. Куба обещает вернуть антикварную редкость во что бы то ни стало, не имея ни малейшего представления о том, в какую рискованную авантюру он ввязался…
Мишка
Режиссировал комедию «Мишка» Станислав Барея, сценарий написан им же в соавторстве со Станиславом Тимом, даже одну из эпизодических ролей, а именно хозяина магазина в столице Англии, сыграл он, хотя титры об этом скромно умалчивают. Название фильм получил по прозвищу главного героя – Рышарда Охудзки, который вместе с бывшей женой соперничает за право обладания солидным вкладом, сделанным совместно много лет назад в Лондоне. Все дело в том, что супруги развелись, но пенензами делиться не хотят: каждый перетягивает одеяло на себя. Чтобы получить денежный куш, важно попасть в банк первым – вот тут-то и скрывается главная интрига фильма!
День психа
Уже начиная с первого своего фильма, Марек Котерский выполнял обязанности режиссера наравне с обязанностями сценариста, не стала исключением также драма с примесью комедии – «День психа». Премьера картины состоялась в 2002 году. Марек Котерский предлагает зрителю взглянуть на мир глазами разведенного учителя Адася Мяучиньского. Сплошной неудачник, возраст которого приближается к полтиннику, раздражен на весь мир, что, естественно, приводит к конфликтам с окружающими и делает круг жизни все более замкнутым, безысходным и абсурдным. Судьба посылает Адасю встречу со слабослышащим человеком, и тот, несмотря на свой недостаток, помогает незадачливому учителю расслабиться и наконец-то выговориться.
Киллер
В 1997 году эта комедия с перчинкой криминала и боевика впервые вышла на экран и сразу же получила на Польском кинофестивале приз зрительских симпатий. Юлиуш Махульский, выступая не только режиссером, но и одним из сценаристов фильма, предлагает киноманам ощутить вкус приключений самого обычного таксиста Ежи, которому судьба преподнесла специфический шанс и нарушила однообразие его серых будней. Случайно оказавшись на месте преступления, водитель такси с пугающей фамилией Киллер становится главным подозреваемым, а впоследствии, в отсутствие доказательств невиновности, и убийцей. Фамилия Ежи играет с ним злую шутку: комиссар полиции приписывает таксисту громкую славу знаменитого киллера, известного своими многочисленными убийствами, вследствие чего авторитет водителя-неудачника в криминальном мире приобретает силу и значительность, ведь настоящего киллера никто не знает в лицо. А когда бандиты освобождают Ежи из тюрьмы ради своих корыстных целей, то жизнь его просто-таки взрывается вулканом…
Разыскиваемый, разыскиваемая
Режиссер Станислав Барея довольно часто в своих фильмах выполнял и актерскую работу, играя эпизодические роли. В комедии «Разыскиваемый, разыскиваемая» Станислав Барея также оставил актерский след, сыграв роль мужчины, бегущего за новой машиной главного героя – историка в области искусств. Скромного интеллигента Станислава Мария Рохович однажды обвиняют в краже картины, которая загадочным образом исчезает со склада в музее, где он работает. Находчивый историк, дабы скрыться от уголовного преследования, принимает женское обличье и устраивается на службу домработницей под новым именем – Марыся. Счастливый финал позволяет Станиславу очистить репутацию, но не изменяет его решения о месте работы, ведь за время практики в качестве домработницы он здорово повысил свою квалификацию и стал высокооплачиваемым профи!
Ва-банк
Режиссер «Ва-банка» Юлиуш Махульский пригласил на главную роль в этой криминальной комедии, вышедшей на экраны в 1981 году, своего отца, чье дело он успешно продолжил. Данная картина стала дебютной режиссерской работой двадцатишестилетнего Юлиуша. Хенрик Квинто – его играет Ян Махульский – матерый медвежатник, который покидает стены тюрьмы с твердым намерением «завязать» с криминальным прошлым, однако обстоятельства вынуждают гениального вора сделать ставку ва-банк, чтобы отомстить за смерть лучшего друга. Зрители могут открыть для себя после просмотра нечто особенное: оказывается, у селедки есть уши…
Ва-банк 3
Хотя сценаристом и режиссером фильма является Юлиуш Махульский, однако «Ва-банк 3» абсолютно не связан с двумя его предыдущими работами, имеющими идентичные названия. Сюжет криминальной комедии «Ва-банк 3», обретшей первого зрителя в 2004 году, вращается
вокруг ценнейшей картины, написанной Леонардо да Винчи, на которой изображена дама с горностаем. Вор Цума и его напарник Юлиан относятся к плеяде интеллигентов: они «уводят» исключительно произведения искусства. Одна из подобных вылазок оканчивается неудачей: Цума попадается с поличным, а Юлиану удается избежать наказания. После отсидки Цума собирается продолжить карьеру вместе с прежним товарищем, совершенно не подозревая, что тот из воров перешел в полицейские. Неожиданная развязка поставит точки над i: вопрос о том, так кто же кого перехитрит, будет держать зрителя в напряжении до самого конца фильма.
Все свои
Комедия польского режиссера Сильвестра Хенчиньского, чья премьера состоялась в 1967 году, на самом деле скрывает глубокий смысл: если даже два соседа Павляк и Каргуль враждуют из-за нарушения границ своих земельных участков, то что уж говорить о границах государств, которые не дают покоя их лидерам и становятся причиной развязывания Второй мировой войны. Война более скромного масштаба, разгоревшаяся из-за того, что сосед Каргуль распахал свою ниву на три пальца шире, чем положено, оказалась не менее кровопролитной, чем война мирового уровня. И только чистая и искренняя любовь между младшими представителями конфликтующих семейств свершила невозможное…
Не люблю понедельник
Польский режиссер Тадеуш Хмелевский начал свой творческий путь с комедии и предпочитал этот жанр остальным. Кинокартина «Не люблю понедельник» порадовала зрителя в 1971 году. Действие фильма происходит в Варшаве в первый день недели, который известен как самый неудачный день, вот и у многочисленных героев, судьбы коих переплетутся в едином сюжете, сегодня с утра не заладилось… Провинциального завхоза приняли за итальянского промышленника, на встречу которого была отправлена делегация, по иронии судьбы застрявшая в лифте. Местный регулировщик вынужден взять с собой на работу своего малыша из-за того, что садик закрыт на карантин: теперь нарушители дорожного движения наказываются штрафами в виде сказок для сына милиционера. А бедный итальянец, пытаясь найти нужный адрес, попадает в сети зацикленной на сексе дамы. Но даже такой безумный день может окончиться очень романтично и непредсказуемо!
Гоголь-моголь
Роман Залуский при создании кинокомедии «Гоголь-моголь» выступил в двух ипостасях: и в качестве режиссера, и в качестве одного из сценаристов. Премьера фильма состоялась в 1988 году. В своей картине Роман Залуский рассказывает зрителю о юной девушке Касе, которая вступает во взрослую жизнь – сдает экзамен в варшавском университете, чтобы стать учителем. А в это время в родной деревне Касю ожидает неприятный сюрприз: родные без ведома девушки сосватали ее богатому соседу Колосу. Кася предпринимает попытку убежать в надежде, что она сдала экзамен и сможет уехать в Варшаву, чтобы обучаться профессии, но, позвонив с почты в университет, девушка получает ложную информацию, будто ее имени нет в списке студентов. Кася смиряется, только, к счастью, свадьбе все же не суждено состояться…
Драмы
Охранник для дочери
Премьера фильма «Охранник для дочери» осуществилась в 1997 году. В этой драме с вкраплениями элементов комедии, боевика и мелодрамы, принадлежащей таланту режиссера Мацея Шлесицкого, зритель открывает для себя историю любви юной девушки к взрослому мужчине. Суровое прошлое и безрадостное настоящее спецназовца Леона вынуждает его искать забвение в бутылке, однако судьба посылает мужчине еще один шанс. Юзеф, авторитет криминального мира, приглашает Леона в качестве охранника для своей дочери Сары, которой исполнилось 16 лет. Мужественность и отвага бывшего спецназовца покоряют девичье сердце, и, невзирая на большую разницу в возрасте, между охранником и дочерью мафиози пробегает искра…
Знахарь
Роман Тадеуша Доленги-Мостовича «Знахарь» так тронул сердце польского режиссера Ежи Гофмана, что он посвятил этому произведению свой одноименный фильм, вышедший на широкий экран в апреле 1982 года. Однажды для одаренного хирурга Рафала Вильчура жизнь теряет смысл: после того как жена Беата уходит к другому мужчине вместе с любимой дочуркой Марысей, череда несчастий буквально обрушивается на голову знаменитого профессора. Потеряв память в результате бандитского нападения, Рафал вдруг открывает в себе дар целителя и находит новый стимул к жизни. Бывшему хирургу предстоит пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, прежде чем он вспомнит о своем прошлом и снова обретет потерянную доченьку Марысю. Параллельно жизни Рафала, который став знахарем получает и новое имя, в фильме отслеживается сложная история любви его дочери.
Исторические
Пан Володыевский
Ежи Гофман, польский режиссер еврейских кровей, испытывал особую любовь к произведениям Генрика Сенкевича, польского романиста. Экранизация исторической драмы «Пан Володыевский» состоялась в марте 1969 года, причем Ежи Гофман приложил руку к кинокартине еще и как сценарист. Одна из главных ролей в фильме принадлежит известной в России актрисе Барбаре Брыльской. Основные события развиваются в Речи Посполитой, в состав которой ранее входили и польские земли. Местное население изнемогает от набегов орды, потому негоже пану Володыевскому, молодому и храброму шляхтичу, чахнуть в монастыре, куда он удалился после смерти невесты. Друзья вдохновляют Володыевского на ратный подвиг, и тот соглашается постоять за Отечество. Впереди польского шляхтича ждет и предательство, и любовь, и борьба не на жизнь, а на смерть…
Потоп
Культовый режиссер Ежи Гофман не обошел своим вниманием и этот шедевр польской литературы, экранизировав его в сентябре 1974 года. В центре картины, на фоне войны Речи Посполитой со шведами, тяжелая судьба хорунжия Анджея Кмитица, которого и самые близкие друзья, и любимая считают предателем. Через тернии Анджею ценой крови и невыразимых душевных страданий все же удается очистить как свою совесть, так и честь офицера, вернуть утраченную любовь и выполнить воинский долг перед Родиной.
Огнём и мечом
Экранизации этого произведения, принадлежащего перу польского писателя Генрика Сенкевича, Ежи Гофман посвятил целых четыре серии. Вышедшая в прокат в 1999 году картина «Огнем и мечом» на то время считалась самой высокобюджетной за всю историю польского кинематографа. Ежи Гофман и режиссировал фильм, и был одним из авторов сценария. Внимание зрителя захватывают не только потрясающие батальные сцены украинских казаков и войска Речи Посполитой, но и перипетии любовного треугольника между племянницей польской княгини Еленой и ее поклонниками – гусарским поручиком Яном Скшетуским и атаманом казаков Богуном.
Камо грядеши
Одно из самых известных произведений Генрика Сенкевича, само собой, напрашивалось в работу к польским режиссерам. Наконец, в 2001 году час пробил, и с легкой руки Ежи Кавалеровича этот исторический роман в польском варианте стал доступен не только читателю, но и зрителю. Фильм с огромным бюджетом в 18 миллионов долларов оправдал вложенные средства. Нежная белая лилия трогательной любви девушки-христианки по имени Лигия и алый мак страсти патриция Марка Виниция объединяются в прекрасное обоюдное чувство, полностью преображая внутренний мир римского воина. Империя зла и разврата, которую возглавляет полусумасшедший и самовлюбленный Нерон, рушится, уступая место жертвенности и доброте нового учения…
Фараон
Польские кинематографисты не могли остаться равнодушными к загадкам Древнего Египта, следствием интереса к этой уникальной цивилизации стал фильм «Фараон» под режиссурой Ежи Кавалеровича, вышедший в прокат в марте 1966 года. Болеслав Прус, написавший роман, по которому и была сделана экранизация, также родился на польской земле. В фильме идет безжалостная борьба за власть между кастой жрецов и фараоном: если верховный правитель Египта молодой Рамзес XIII еще держит в своих руках треххвостую плеть и скипетр, то все золото уже давно принадлежит храмовым служителям. Любовь к молодой еврейке Саре и неудовлетворенная страсть к жрице Каме сжигают сердце Рамзеса, уменьшая его шансы на победу.
Катынь
Историческая драма о военном времени «Катынь», снятая режиссером Анджеем Вайдой, является авторским видением повести «Post Mortem — Катынская повесть», принадлежащей перу Анджея Мулярчика. Премьера фильма состоялась в сентябре 2007 года. Картина открывает зрителю четыре стороны огромной человеческой боли и страдания: безжалостный сапог властолюбия растаптывает людские судьбы, не гнушаясь самыми низменными методами террора. На примере четырех польских офицеров в фильме, в масштабе человеческой души, показан весь ужас Второй мировой войны. И только верные женские сердца все еще ждут своих любимых, отгоняя навязчивые мысли о возможной смерти…
Мультики
Болек и Лелек
Мультипликационный сериал польского режиссера Владислава Нэгрэбэцкого, сыновья которого послужили прототипами для создания главных героев – двух развеселых мальчуганов, обожающих приключения и обладающих поразительной способностью даже в самых трудных ситуациях всегда выходить сухими из воды, заполучил первых фанатов в 1964 году, и до сих пор их ряды неизменно пополняются. Работу Владислава Нэгрэбэцкого можно назвать международной, поскольку первые серии совершенно не нуждаются в переводе, ведь персонажи мультфильма почти не разговаривают, но даже более поздние выпуски понятны, в том числе и в оригинале, по причине динамичности сюжетной линии. Ну а милый юмор рисованных героев не оставит равнодушными даже взрослых.
Странные приключения козлика Матолека
Роман Хущчо, являющийся режиссером этого многосерийного мультфильма, представил маленьким зрителям свою работу в 1971 году. И, хотя персонажи общаются только с помощью жестов, сюжет очень захватывающий и притягательный. Козлик Матолек не какой-нибудь деревенский козел, что всю жизнь проводит на пастбище и в сарае, он настоящий путешественник, одержимый желанием отыскать город Пацанува. Козлик ходит на задних ногах и даже носит шорты на лямках, иногда он подкрепляется облаками, но в крайнем случае может обойтись и кокосовым соком. На пути к цели Матолека ожидают всевозможные захватывающие приключения, которые лишь укрепляют его веру в свои силы.
Рекс
Мультфильм «Рекс», над которым в течение одиннадцати лет работала целая плеяда режиссеров, покоряет зрителя добротой и искренностью, трогательностью шуток и комичностью персонажа – пятнистой собачкой породы джек-рассел-терьер. Лехослав Маршалек был первым польским режиссером, кому принадлежит идея создания «Рекса». Благодарные поляки даже поставили бронзовый памятник любимому герою в Бельско-Бяле, ведь именно в этом городе и появился на свет симпатичный пес. Премьера мультфильма состоялась в 1977 году. Перед юным зрителем в 65 сериях открывается мир полный приключений, где Рекс в одиночку и вместе с другими животными и людьми постигает сложную науку под названием «Жизнь». Юмор терьера обаятелен и поучителен, легок и доступен для любого возраста.
Можно было бы добавить фильм «Великий Шу»