Кшиштоф Пендерецкий
Музыкальную культуру второй половины прошлого века невозможно себе представить без произведений польского композитора, скрипача и дирижера Кшиштофа Пендерецкого. Дерзкое новаторство, нетривиальность, изобретательность и в то же время фундаментальность – вот как можно охарактеризовать его творчество.
Говорят, что свою музыку композитор создает из звуков. И действительно, чтобы эмоционально воздействовать на слушателей он использует многообразие звуковых и шумовых эффектов. Эту полифонию современного мира он соединяет с тем, что ему интересно в жизни, смешивает с музыкой прошедших столетий и получает свои гениальные произведения. Его творчество довольно разнообразно – от авангарда и электронной музыки, до классических камерных произведений и крупных симфоний. И до сих пор, несмотря на довольно почтенный возраст, композитор продолжает плодотворную творческую жизнь.
Детские годы будущего композитора
23 ноября 1933 года в небольшом провинциальном местечке Дембица на юге Польши в семье адвоката Пендерецкого родился сын Кшиштоф. Семья была довольно патриархальной — там занимались домашним музицированием, пением, чтением. Несмотря на юридическое образование, его отец прекрасно играл на скрипке, поэтому с ранних лет стал приобщать к музыке и сына, который обладал необычайно тонким слухом. Обучение начали с пианино, но этот инструмент не пришелся по душе юному музыканту. И он сам выбрал для себя скрипку. Первые свои произведения, а это были этюды, Кшиштоф стал писать в 7 лет.
В небольшом городке, где проживали Пендерецкие, был неплохой духовой оркестр. Там впервые и попробовал свои силы юный скрипач. А во время обучения в гимназии, он создал собственный коллектив, где выполнял функции не только скрипача, но и дирижера.
Годы учебы и первый успех
В 50-е годы Кшиштоф окончательно определился со своим будущим – он выбрал профессию музыканта, поэтому для продолжения учебы переехал в Краков. Здесь он занимается в музыкальной школе и одновременно является слушателем в университете. Он изучает классическую филологию, философию, греческий язык и латынь, античную культуру.
В 1955 году Кшиштоф Пендерецкий стал студентом краковской Высшей музыкальной школы, а его музыкальным руководителем был известный композитор и дирижер Артур Малявский. Именно во время учебы педагоги помогли начинающему музыканту осознать то, что являлось основой его таланта – умение слышать полноту и своеобразие звуков современного мира. После окончания учебы Пендерецкому предложили место ассистента на кафедре этой же школы, и он стал преподавать композицию.
В 1959 году Союз польских композиторов проводил конкурс среди молодых музыкантов, и жюри было несказанно удивлено, когда оказалось, что три анонимные партитуры, получившие I, II и III премии, принадлежат одному и тому же молодому композитору – Кшиштофу Пендерецкому. Это были произведения Строфы. Эманация и Псалмы Давида. Вскоре партитура Строф была издана в одном из немецких издательств, и произведение зазвучало на многих европейских сценах.
Авангардное творчество Кшиштофа Пендерецкого
Но сенсационный успех и всемирная известность пришли к начинающему композитору после исполнения его знаменитого произведения «Памяти жертв Хиросимы», написанному для 52 инструментов струнного оркестра. С помощью музыки и специальных звуковых эффектов автору удалось выразить эмоциональный накал произошедшей трагедии, и слушатели смогли ощутить и пережить посредством музыки те страшные события.
Пендерецкий заслужил славу композитора, создающего авангардную музыку. В этот период он пишет инструментальные сочинения, музыку к фильмам и театральным постановкам, читает лекции и участвует в международных музыкальных фестивалях.
В 60-е годы прошлого столетия были написаны два необычных эксцентричных произведения – «Полиморфия» и «Флуоресценция». При создании первого композитор использовал энцефалограммы людей, сделанные во время прослушивания его Плача о Хиросиме. Затем он удивил музыкальный мир очередным авангардным произведением, где кроме симфонического оркестра использовал необычные звуки трещотки, пишущей машинки, пилы, свистка, сирен, ударов по металлу, трение напильником и прочие.
Мировое признание и всемирный успех
После этих, крайне авангардистских сочинений, в творчестве Пендерецкого появляются крупные музыкальные произведения, свидетельствующие о возвращении к традиционности и романтизму.
Довольно неожиданным было обращение композитора к религиозному жанру. Пендерецкий написал ряд произведений церковного жанра – «Stabat Mater», «Утреня», «Положение во гроб», «Страсти по Луке», «Магнификат». И, несмотря на то, что многими слушателями эти сочинения воспринялись только, как религиозные, смысл их был намного глубже и трагичнее.
Первая симфония была написана Кшиштофом в канун своего 40-летия. Этим сочинением он как бы подвел итог своей многолетней деятельности авангардного композитора, и теперь в его произведениях чувствовалось влияние таких великих музыкантов, как Шуберт, Шостакович, Малер, Сибелиус.
На одно из своих крупнейших творений — «Польский реквием», состоящий из нескольких фрагментов, композитор потратил несколько десятилетий. Он посвятил их отдельным трагическим страницам новейшей истории Польши: жертвам тоталитарного режима и движению «Солидарность», кардиналу Вышинскому, герою Освенцима священнику Максимилиану Кольбе, Варшавскому восстанию и папе Иоанну Павлу II. Этим произведением музыкант обозначил свою позицию в обществе, и указал на свои политические симпатии.
За годы творчества Пендерецкий написал 8 симфоний и 3 симфониетты, множество вокально-симфонических, камерных, оркестровых и хоровых сочинений, 5 опер, а также множество другой музыки.
Среди самых популярных его произведений можно выделить Скрипичный концерт, оперы «Потерянный рай» и «Черная маска», вокальные симфонии «Песнь песней» и «Te Deum», Рождественскую симфонию.
80-летний композитор до сих пор находится на самом гребне славы. Он продолжает создавать изумительную музыку, ведет преподавательскую деятельность, гастролирует по миру, организовывает музыкальные фестивали.