Кшиштоф Занусси – именитый польский кинорежиссер, сценарист, продюсер и меценат. Его знаменитые кинематографические работы – «Структура кристалла», «Защитные цвета», «Иллюминация», «Константа», «Год спокойного солнца». Он является командором ордена Искусств и литературы, а также обладателем кубка Пазинетти и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Ведет активную творческую работу в театрах Польши, России, Италии, Франции и Германии. Имеет диплом почетного доктора ВГИКа и консультирует Комиссию по делам культуры в Ватикане. Вместе со своей женой основал несколько частных школ и благотворительных фондов, которые оказывают безвозмездную помощь начинающим деятелям науки и искусства.
Детство и юность
Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве. Его отец Ежи имел итальянские корни и был потомственным инженером-строителем. С раннего детства он старался привить сыну любовь к архитектуре. Кшиштоф был поздним и очень долгожданным ребенком в семье обеспеченных интеллигентов. Однако ему не довелось в полной мере воспользоваться накопленными материальными благами, поскольку война диктовала свои условия. Его матери Ванде приходилось кипятить воду в ложке над огнем свечи, чтобы напоить младенца, и обменивать на продукты питания семейные реликвии. В интервью режиссер часто упоминает, что как такового детства у него не было, поскольку лучшие беззаботные годы были украдены войной. А полноценная родительская ласка была заменена опасениями, страхами и тревогами.
С юных лет Кшиштоф Занусси придерживался собственных взглядов и рациональных суждений. После окончания школы он зачислился на факультет физики, поскольку ясно полагал, что точные науки неподвластны лживой политической идеологии. В 1959 году он успешно окончил Варшавский университет и тут же поступил в Краковский, где принялся изучать философию. К 23 годам он уже имел два высших образования и мог свободно изъясняться на русском, чешском, немецком, французском, английском, испанском и итальянском языках. Однако неуемная тяга к знаниям заставила его продолжить обучение, и он снова стал студентом, но теперь уже Лодзинской киношколы. В 1966 году Кшиштоф получил диплом режиссера.
Раннее творчество
Короткометражные любительские фильмы Кшиштоф Занусси начал снимать еще с 18 лет. Несколько его кинолент даже удостоились кинематографических наград национального масштаба («Хромой дьявол», «Трамвай до неба», «Студенты»). А вот получасовая дипломная работа «Смерть провинциала» привлекла внимание всей мировой общественности, взяв приз на международном кинофестивале в Венеции и главную премию в Мангейме. Самое удивительное, что этой картине удалось заполучить две диаметрально противоположные зрительские оценки. В Германии ей дали приз за пропаганду духовных христианских ценностей, а в России – награду за критический взгляд на религию.
Первым полнометражным художественным фильмом Занусси стала картина «Структура Кристалла» (1969 год), которая закрепила за режиссером амплуа беспристрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, не боящегося рассматривать самые сложные экзистенциальные проблемы. Кшиштоф всегда откровенно заявлял, что кинематография дала ему прекрасную возможность поделиться с другими своими размышлениями и опытом. В своих картинах он стремится помочь людям, да и самому себе понять причинно-следственную связь мироустройства.
Расцвет кинематографической деятельности
С начала 70-х годов Кшиштоф Занусси проявляет активную работоспособность, выпуская в свет по нескольку фильмов ежегодно. На пике творчества он успешно чередует полнометражные художественные фильмы с короткометражными телевизионными кинолентами, в которых анализирует сюжеты «больших» картин. Масштабный киномир этого режиссера заключает в себе напряженные смысловые линии, сопровождаемые сдержанностью цветовых контрастов и точным просчетом всех детализаций. Частой темой в его фильмах выступает мотив человеческого одиночества, исключающий однозначных суждений. В своих работах он предоставляет зрителю шанс самому отыскать ответы на вопросы и заставляет глубоко поразмыслить над предметом внимания.
На сегодняшний день фильмография Кшиштофа Занусси насчитывает около 10-ти короткометражных кинолент, 30-ти телевизионных и 25-ти художественных фильмов. Его творчество многогранно. Его сценарии публикуются и экранизируются в самых различных уголках планеты. Он с удовольствием помогает начинающим и именитым режиссерам ставить театральные и оперные постановки. На его счету авторские книги «Беседы о любительском кино», «Пора умирать», «Между ярмаркой и салоном».
С 1980 года Кшиштоф является руководителем творческого объединения «Тор». Много сил и времени он уделяет педагогической деятельности, проводя мастер-классы в университетах Польши, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и России. Его главный постулат – воспитание свободной творческой личности.
Личная жизнь
Кшиштофа Занусси уже много лет женат на художнице Эльжбете Грохольски. Она происходит из древней графской семьи, предки которой более 400 лет проживали под Винницей (Украина). В ее корнях по материнской линии усматривается принадлежность к роду Рюриковичей. К сожалению, в семье Занусси нет собственных детей, но это не мешает паре испытывать настоящую близость и уважение друг к другу. Со своей будущей супругой Кшиштоф познакомился еще в детстве, но серьезные отношения у них завязались лишь спустя 30 лет. Они венчались тайно, поскольку коммунистические власти Польши относились к политическим и нравственно-философским взглядам режиссера весьма настороженно.
Эльжбета Грохольски – верная помощница настоящего мастера своего времени. Так как режиссер обладает широтой творческой души и любит приглашать к себе домой толпы актеров и студентов, то все заботы об их размещении и кормлении ложатся на ее хрупкие плечи. Вместе они основали несколько частных школ и благотворительных фондов. В семье Занусси восемь собак. Иногда в интервью Кшиштоф шутит, что их брак с Эльжбетой похож на игру «Монополия», в которой по многим пунктам они уже добились компромисса.