Кшиштоф Кеслевский — всемирно известный режиссер
Кшиштоф Кеслевский – известный польский режиссер, сценарист, драматург.
Зрительской публике хорошо знаком его философский цикл «Декалог», а также содержательная трилогия «Три цвета: синий, красный, белый». За тридцать лет своей режиссерской работы он создал более четырех десятков документальных и художественных картин. Являлся обладателем множественных престижных кинопремий и наград национального и мирового масштаба. Занимал пост вице-председателя Союза польских кинематографистов и числился профессором на факультете кино и телевидения в Силезском университете. Его труды и сейчас изучают на уроках по киноискусству студенты в разных уголках планеты.
Детство и юность
Будущий драматург родился в Варшаве 27 июня 1941 года. Его отец по профессии был инженером. Он был болен туберкулезом и из-за лечения в разных клиниках, семье часто приходилось переезжать с места на место. Кшиштоф и сам рос довольно болезненным мальчиком, у него также были проблемы с легкими. К 14 годам он сменил порядка сорока адресов проживания. Много времени ему довелось провести в грузовиках при переездах. Свободные минуты он предпочитал коротать за книгами. В 16 лет решился освоить курс пожарно-строевой подготовки. В этом же году поступил в Варшавский колледж театральных техников, чтобы максимально приблизиться к режиссерской стезе.
Обучение и раннее творчество
После окончания Варшавского колледжа, Кшиштоф Кеслевский работал некоторое время театральным костюмером. Затем он задался целью пройти обучение в Высшей школе театра и кино им. Леона Шиллера, находящейся в городе Лодзь. Провалив вступительные экзамены на факультет кинематографии, он зачислился на гуманитарное отделение. С третьей попытки ему все же удалось стать студентом вожделенного факультета. В 1968 году он получил диплом режиссера и остановил свой выбор на съемках документального кино.
В своих ранних работах Кшиштоф акцентировал внимание зрителя на повседневных проблемах польских рабочих и военнослужащих. Эти киноленты привели к конфликту с властями, которые обвинили его в деятельности антиполитической направленности. Сам режиссер впоследствии пояснял, что перестал заниматься документалистикой из-за невозможности освещать настоящую реальность. В своем стремлении отражать жизненные аспекты максимально правдиво, он прибегнул к художественному вымыслу, который исключал открытые столкновения с правительственными догмами и давал больший простор для творчества.
Национальная кинематография
Первый художественный фильм Кшиштофа Кеслевского «Персонал» удостоился в 1975 году главного приза на международном кинофестивале в Манхейме. В его последующей картине «Шрам» также прослеживалась тема прогнившей управленческой системы государства. Ранние художественные киноленты режиссера были смонтированы в жанре документального кино, где было задействовано большое число непрофессиональных актеров.
В 1979 году, после презентации фильма «Кинолюбитель», Кеслевский получил Золотую премию Международной федерации кинопрессы на кинофестивале в Москве. Но его участие в «свободной группе польских кинорежиссеров» привело к строжайшей цензуре и запрету демонстрации ряда авторских работ. В состав этого национального сообщества входили такие известные кинодеятели, как Агнешка Холланд, Януш Киевски, Анджей Вайда. Завораживающую драму «Случай», снятую режиссером в 1981 году, зрители смогли увидеть лишь спустя 6 лет.
Самым политизированным фильмом Кшиштофа Кеслевского была признана кинолента «Без конца» (1984 год), где режиссер повествовал о судебных процессах военного времени. Эту работу драматурга резко критиковали и представители власти, и диссиденты. В этот период завязалось тесное и продолжительное сотрудничество режиссера с композитором Збигневом Прайснером и сценаристом Кшиштофом Писиевичем.
Мировое признание
Самой продуктивной фазой в творчестве режиссера стал 1988 год. За довольно короткий срок Кеслевский снял 10 серий телевизионного цикла «Декалог» при финансовой поддержке деятелей искусств из Западной Германии. Каждый эпизод этой эпохальной драмы ассоциируется с одной из Библейских заповедей. Пятая и шестая серии были более продолжительными по времени. Они впоследствии стали обособленными кинолентами под названием «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве». За эту кинематографическую работу Кеслевский был удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале, а годом позже – главным призом на Венецианском фестивале.
С 1991 года Кшиштоф Кеслевский снимал фильмы под эгидой французского продюсера Мартина Кармица. Эти работы стали для режиссера самыми коммерчески успешными. За фильм «Двойная жизнь Вероники», где снялась известная швейцарская актриса Ирен Жакоб, режиссер получил свою вторую Золотую ветвь Каннского фестиваля. Затем последовало широкое признание за выдающуюся трилогию «Три цвета», где были задействованы такие кинозвезды как Жюльет Бинош, Жюли Дельпи, Жан-Луи Трентиньян. За это детище Кеслевский удостоился «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале и трех номинаций Оскара.
Наследие польского режиссера
До последних дней жизни Кшиштоф Кеслевский оставался преданным своему делу. Он умер в возрасте 54-х лет во время операции на сердце. Жена Мария и дочь Марта похоронили легендарного польского режиссера на Повонзковском кладбище в Варшаве.
После его смерти, Кшиштоф Писиевич завершил начатые режиссером съемки трилогии по мотивам «Божественной комедии» Алигьери Данте. Эпизоды «Рай», «Ад» и «Чистилище» зрители смогли увидеть в период с 2002 по 2005 годы. А польский актер и режиссер Ежи Штур реализовал экранное воспроизведение его сценария «Большой зверь».
Еще при жизни драматург выпустил в свет автобиографическую книгу «Кеслевский о Кеслевском» и кинематографическое жизнеописание «Я так себе», срежиссированное Кшиштофом Вежбицким. На своих мастер-классах режиссер часто повторял ученикам незыблемый постулат: «Все актеры разные! Не бойтесь менять сценарии и ход съемок в желании создать для них максимальный комфорт. Запомните, чем им удобнее, тем лучше они делают свое дело».