Варшава
Мнимая чопорность пани Варшавы
Город, который настолько пленил знаменитого итальянского художника, что тот посвятил ему целый цикл из 26 картин, написанных маслом, воистину заслуживает пристального изучения со стороны приезжего. Если учесть тот аргумент, что одаренный живописец, ученик самого Каналетто, категорически отверг соблазнительное предложение русской императрицы Екатерины II обосноваться при ее дворе и вместо этого предпочел жить и умереть в Варшаве, то даже начинка знатных столичных пончиков, которые традиционно едят в Жирный четверг, кажется волшебным приворотным средством, способным навсегда похитить сердце иностранца. Именно кисти Бернардо Беллотто Варшава обязана своим сегодняшним шармом, поскольку картины итальянца использовались реставраторами для ювелирного воспроизведения экстерьера городских зданий, ставших жертвами немецких бомб и снарядов.
Однако пани Варшава не была бы дамой, ежели не практиковала бы искусство обольщения даже по отношению к своим землякам: сердце Фредерика Шопена, умершего на чужбине, по его посмертному завещанию замуровано в одной из колонн церкви Святого Креста. Даже Париж с его обворожительными Елисейскими полями не смог заменить увенчанному лаврами композитору материнское тепло родной земли…
Сирена-заступница
Туристы, которым в жизни выпала счастливая карта побывать в столице Польши, наверняка хранят в своем фотоальбоме парочку снимков памятника с варшавской сиреной. Это известное место паломничества всех приезжих с 1855 года располагается в Старом городе на Рыночной площади. Древняя легенда, ставшая причиной появления на свет бронзовой скульптуры, открывает тайные узы, которые существуют между Данией и Польшей.
Оказывается, много лет назад две сестры-сирены, приплывшие в воды Балтийского моря, решили продолжить путешествие поодиночке: одна из них отправилась к Датскому заливу, а вторая – вверх по Висле. В результате такого европейского турне Дания получила прекрасную сказку, написанную Хансом Кристианом Андерсеном, а Польша – экзотичный герб и русалочье покровительство: в благодарность за великодушие одного участливого батрака варшавская сирена поклялась, что в тяжелую годину встанет на защиту города со щитом и мечом.
Говорят, якобы хвостик у столичной русалки волшебный: если погладить его семь раз и при этом загадать желание, то оно всенепременно сбудется, однако будьте крайне осторожны, не стоит упускать из виду, что в руках у польской сирены холодное оружие! Только вот воинственность морской амазонки с рыбьим хвостом, по всей видимости, напускная, иначе варшавские птицы никогда бы не облюбовали лезвие ее меча в качестве насеста, где так приятно, скосив хитрый глаз в сторону туристов, чистить перышки и принимать эффектные позы перед вспышками иностранных камер.
В пору Второй мировой войны Старый город был разрушен более чем наполовину, впрочем, реконструкция оказалась настолько удачной, что об искусственном вмешательстве архитекторов в естественный процесс градостроительства мало кто догадывается. На стенах некоторых домов, плотно сгрудившихся на границах Рыночной площади, сохранились элементы архаичной кладки, которые на потеху приезжим зевакам специально оставили неоштукатуренными.
Особый привкус старины на Рыночной площади образует присутствие вольных шарманщиков, будто сошедших с гравюр XVIII века, и художников-портретистов готовых за умеренную плату сберечь для истории раскрасневшееся от впечатлений лицо туриста.
Восставший из пепла
Королевский дворец, построенный князем Сигизмундом Вазой в конце XVI – начале XVII веков, пережил немало грабежей и разрушений на своем веку. Виновниками самых существенных и серьезных повреждений стали нацисты, которые заминировали здание и хладнокровно расправились с культурным достоянием поляков.
Уничтоженная постройка представляла собой оригинальное смешение различных стилей, поскольку каждый из польских монархов перестраивал замок на свой вкус, внося детали характерные для его эпохи правления. 1971 год был ознаменован началом восстановительных работ: королевскую резиденцию поднимали из руин на основании сохранившихся документальных свидетельств и уцелевших фрагментов, тщательно придерживаясь фактов.
Сегодня в отреставрированном здании располагается музей, где каждый желающий может насладиться лицезрением старых полотен голландских, польских и итальянских живописцев. Под внешней скромностью фасада скрывается очарование роскошных интерьеров в стиле раннего барокко.
В 11 часов и 15 минут с башни Королевского замка раздается звук трубы, который оживляет здешние стены и переносит обескураженного туриста в те времена, когда «Дворец под бляхой», составляющий единый ансамбль с бывшей резиденцией, еще принадлежал маршалу Наполеона князю Юзефу Понятовскому.
Королевские бани
Дворцово-парковый комплекс «Лазенки» примечателен не только своими гигантскими размерами, а он воистину громаден – 76 гектар в самом центре Варшавы, но и удивительным гармоничным сочетанием творений рук человеческих с красотами природы. Экстравагантное название «Лазенки», что переводится как «бани», парк получил из-за купального павильона, построенного маршалом Станиславом Любомирским, в котором видное государственное лицо посвящало себя удовольствию принятия ванн. Будучи поэтом и знатоком искусства, а значит, эстетом по призванию, этот служитель Марса владел поразительной способностью превращать свой досуг в райское наслаждение достойное самого Эпикура.
Дворец на воде
Новая веха в Лазенках началась с того момента, когда в 1764 году их приобрел последний польский король Станислав Понятовский. Близость озера и реки, которые носят одинаковые названия с дворцово-парковым комплексом, мастерски обыграли нанятые монархом архитекторы и садовники: один только Дворец на воде, перестроенный Доменико Мерлини и в дальнейшем восстановленный после пожара 1944 года, достоин короны в номинации «Мистер Летняя Резиденция». Собственно, де-факто Лазенковский дворец эту корону уже носит – его карниз украшает аттик с изображениями мифологических героев.
Дворец на воде располагается посреди искусственного острова, к которому ведут две аркады мостов, еще более усиливающие ассоциативное сравнение вытянутого здания с белым пароходом, готовящимся к отплытию.
В свое время Станислав Понятовский вместе с личными придворными наслаждался неспешными водными прогулками на лодке, что было одним из его самых любимых развлечений. Любой из гостей парка имеет заманчивую возможность разделить королевское увлечение: по озерам Лазенок туристов катают крытые лодочки. Любование природными прелестями с борта здешнего тихоходного судна позволяет осознать заурядную истину, что даже великие мира сего иногда испытывают естественную потребность в романтике.
В мутных лазенковских водах, при благоприятном расположении звезд и благоволении своенравной Фортуны, можно увидеть жирных увальней-карпов: для рыбы здесь настоящее раздолье, потому как охота на нее запрещена. Право вето распространяется и на отлов павлинов: эпатажные птички могут не опасаться, что их обольстительный хвост пойдет на сувениры для особо изощренных в изобретательности туристов.
Белочки, обитающие на парковых гектарах, обожают орешки, которыми их балуют многочисленные посетители Лазенок. Особо доверчивые туристы подвергают себя риску быть укушенными за палец.
Памятник Фредерику Шопену
Если сердце Шопена обрело вечный покой под сводами католической церкви, то его душа все еще продолжает звучать в мазурках и сонатах возле памятника, установленного в честь одаренного композитора, благодаря радению и творческому гению Вацлава Шимановского.
Судьба этой скульптуры полностью отражает перипетии всех довоенных арт-объектов Варшавы: бронзовое изваяние подвергалось испытаниям разного калибра и даже было разбито на мелкие кусочки, которые практичные немцы отправили на свои заводы, чтобы использовать ценный металл как сырье для пуль. Возможно, такое опрометчивое решение нацистов стало первым гвоздем, забитым в гроб их узурпаторских чаяний, ведь вся жизнь и талант польского виртуоза были посвящены идее независимости Отчизны.
По Лазенкам в поисках приключений впору бродить не один день, ведь этот дворцово-парковый комплекс похож на распроказницу-матрешку: стоит сделать первое открытие, как следующее уже нетерпеливо топает ножкой… Разве любознательная натура туриста в состоянии оставить без внимания амфитеатр, созданный в лучших традициях греческого зодчества, или Белый домик – обитель любовных утех Станислава Понятовского, водившего знакомство со знатоком женских сердец – Казановой и бывшего в фаворе у российской императрицы, которая сыграла в судьбе последнего из польских королей роковую роль?!
Барбакан – между Старым и Новым
Это фортификационное сооружение, разделяющее старую и новую часть города, когда-то надежно защищало жителей Варшавы от непрошеных гостей, однако свою фактическую задачу барбакан исполнял недолго: для мощных орудий крупного калибра, которые к тому часу значительно усовершенствовались, кирпичные стены являлись всего лишь краткосрочной остановкой на пути к завоеванию. Изобретательные варшавяне нашли оригинальное решение – барбакан стал частью жилых многоквартирных домов.
Предприимчивые поляки и нынче себе не изменяют, хотя находчивость современников обрела несколько иное звучание: древние стены покровительствуют музыкантам, художникам, торговцам рукодельными сувенирами и уличным артистам, правда, счастливым обладателям размера «плюс» данное сооружение может показаться настоящим квестом по причине крайней узости прогулочных коридорчиков.
Вечерняя Варшава, движимая сокровенным и по-женски коварным желанием вскружить голову иностранному франту, украшает свои узенькие переулочки манящим сиянием старинных фонарей, которое, разбиваясь о гладкие булыжники мостовых, рассыпается мириадами золотистых осколков. Благонравное утро каждый новый день с завидной настойчивостью стирает следы ночной вакханалии, однако маленькие самородки уютного искусственного света надежно сберегаются в сокровищницах сердец столичных гостей, чтобы постоянно напоминать о городе, где Новое и Старое навсегда повенчаны в Храме истории.