Анджей Вайда
Один из самых известных и выдающихся кинорежиссеров не только в Восточной Европе, но и в мире, сценарист и постановщик, театральный режиссер, лауреат почетного «Оскара» за огромный вклад в мировой кинематограф, лауреат множества международных премий и наград — это все заслуги одного человека, известного миру как Анджей Вайда.
Семья и детские годы
6 марта 1926 года родился будущий царь кинематографии Анджей Вайда. Это событие произошло в городе Сувалки. В этих местах были размещены военные подразделения, где служил его отец, Якуб – польский кавалерийский офицер, который командовал полком, а мать, Анеля была школьной учительницей. Через некоторое время семья переехала из Сувалок поближе к столице – в городок Радом, куда перевели отца. В сентябре 1939 года, когда войска Красной Армии вступили в Восточную Польшу, Якуб Вайда оказался в советском плену и вместе с другими пленными польскими офицерами был заключен в лагерь, а затем расстрелян в Катыни.
В 1939 году 13-летний Анджей перешел в 8 класс гимназии, но с началом Второй мировой войны учебу пришлось оставить, и чтобы избежать принудительной отправки в немецкий Рейх, Вайда устраивается на работу. Он трудился чертежником, затем грузчиком, учеником у мастера-бондаря, маляром и кладовщиком. В годы оккупации Польши юный Вайда в боевых операциях не участвовал, хотя и состоял в подпольном отряде Армии Крайовой.
Выбор жизненного пути
Помогая странствующим уличным малярам восстанавливать в костелах фрески, Анджей так увлекся живописью, что после окончания войны решил стать студентом краковской Академии изобразительных искусств. Проучившись живописи 3 года, но, так и не закончив обучение, он бросил учебу. Окончательное и осознанное решение о выборе профессии 25-летний Анджей принял, обучаясь в Высшей государственной киношколе города Лодзи, куда на режиссерский факультет в 1950 году он поступил. Здесь он утвердился во мнении, что кино – это именно тот вид искусства, который более всего подходит людям доходчивостью, темпераментностью и документализмом. В 50-е годы в Лодзинской киношколе училось целое поколение талантливой молодежи: Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Анджей Мунк, которые создали новую школу в польском кинематографе.
Начало творческого пути
В студенческое время Анджей уже начал работать помощником и ассистентом режиссера. Когда маститый режиссер Александр Форд ставил картину «Пятеро с улицы Барской», то Вайда работал у него вторым режиссером, а в картине «Три повести» он был соавтором сценария. Во время учебы в киношколе Вайда в 1950 и 1951 годах самостоятельно снял свои первые короткометражные фильмы: «Злой мальчик», «Когда ты спишь» и «Ильжецкая керамика». В 1954 году закончилась его учеба в киношколе.
Военная тема в творчестве
После киношколы Вайда снимает три кинофильма, посвященных военной теме.
В 1955 году начинающий режиссер представил на суд зрителей свою первую полнометражную картину «Поколение» — о молодых героях польского сопротивления, где в главной роли дебютировал Роман Полански. Слава и известность пришли к молодому режиссеру после его следующей картины «Канал», которая вышла на экраны в 1956. Эта картина была награждена на Каннском фестивале. Последний фильм этой трилогии — «Пепел и алмаз», зрители увидели в 1958 году. Этот фильм сразу же стал классикой мирового кинематографа и вошел в число самых лучших фильмов мира.
К теме войны и ее последствий для человеческой души Вайда в своем творчестве обращался не раз: «Лётна» (1960), «Пейзажи после битвы» (1970), «Перстенек с орлом в короне» (1993), «Страстная неделя» (1995).
В 2007 году режиссеру удалось, наконец, приоткрыть завесу над белым пятном в польской истории – катынской трагедией, тем более что эти события касались и лично самого Анджея. В этом фильме он рассказал о судьбах мужчин чувствами женщин – их тоской, страданиями, верностью и отчаянием.
Экранизация литературных произведений
Очень многие произведения польской и мировой литературной классики оживил на экране А. Вайда.
По произведениям Ф. Достоевского он снял картины «Бесы» и «Настасья», по мотивам повести Н. Лескова вышла «Сибирская леди Макбет», «Пилат и другие» был снят по роману М.Булгакова.
Культовая стихотворная пьеса С. Выснянского «Свадьба» легла в основу замечательной одноименной картины, в которой режиссеру удалось сохранить все стихотворные диалоги автора.
Экранизировав роман В. Реймонта «Земля обетованная», Вайда снял еще один свой шедевр, который номинировался на «Оскар». В 1998 году зрители увидели фильм «Пан Тадеуш», в котором режиссер точно передал атмосферу поэмы А. Мицкевича.
Социально-политическая позиция в кинематографе
Анджей Вайда никогда не боялся смело и открыто говорить правду в искусстве, всегда нарушал запреты и поднимал любые острые темы. Он одним из первых в кинематографе жестко критиковал сталинизм и коммунизм, высказывался о недостатках в политическом управлении страной и об этом снимал свои картины: 1970 – «Человек из мрамора», 1978 – «Без наркоза», 1981 – «Человек из железа».
В 1982 году фильм «Дантон» о Великой французской революции Вайда снимал уже во Франции, куда уехал, чтобы избежать конфликтов с руководством у себя на родине.
В 2013 году 87-летний Вайда представил масштабный фильм «Валенса» — о событиях новейшей истории Польши, который очень хорошо восприняли зрители.
Общественно-политическая деятельность
В социалистической Польше именитый режиссер более 10 лет руководил кинообъединением, с 1977 по 1982 возглавлял польский кинематографический союз. В 80-е годы Вайда открыто поддержал движение «Солидарность» и вступил в ряды независимого профсоюза. В 1989 году на парламентских выборах он был кандидатом от «Солидарности», и, победив, стал депутатом польского Сейма. В 1992-1994 годах Анджей Вайда возглавлял созданный при президенте Совет по культуре. С 2000 года он является руководителем Варшавской киношколы, названной его именем.
За долгий творческий путь Анджей Вайда снял более 60 картин, сделал множество театральных постановок. Его фильмы имеют многочисленные награды, а в 2002 году он удостоен самой высокой кинематографической награды – почетного «Оскара».